ЭЛКОД: Как система прослеживаемости товаров поможет налоговым органам выявлять занижение налогов в ходе выездных и камеральных проверок

Как система прослеживаемости товаров поможет налоговым органам выявлять занижение налогов в ходе выездных и камеральных проверок

Риски: национальная система прослеживаемости товаров в автоматизированном режиме выявляет риски, расхождения, противоречия, которые могут свидетельствовать о возможном нарушении законодательства о налогах и сборах. На основании выявленных рисков налоговые органы будут проводить мероприятия налогового контроля и с 01.07.2022 привлекать к административной ответственности.

ФНС России в Письме от 03.12.2021 N ЕА-4-15/16911@ в целях повышения эффективности налогового контроля направила «Рекомендации по осуществлению налогового контроля с использованием национальной системы прослеживаемости товаров (далее НСПТ)». Региональные УФНС, МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам и МИФНС по федеральным округам должны применять эти рекомендации при проведении камеральных проверок.

НСПТ работает по принципу присвоения каждой ввезенной партии товаров регистрационного номера партии товара (далее РНПТ), который впоследствии отражается в выставленных электронных счетах-фактурах, УПД, направляемых по ТКС через оператора ЭДО при реализации прослеживаемого товара, а также в декларации по НДС, Отчете об операциях и Уведомлениях. Эти документы позволяют проследить передачу права собственности на товар от одного лица другому и формировать остатки товаров в НСПТ.

Как организована работа в налоговых органах с использованием НСПТ

Сведения об участниках оборота прослеживаемого товара отображаются в ветке АИС «Налог-3» (Реестр налогоплательщиков), которая формируется на основании одного из представленных документов:

декларации по НДС (при наличии в декларации заполненных граф с РНПТ, количеством прослеживаемого товара, единицы измерения количества прослеживаемого товара);

Отчета об операциях;

Декларации на товары, полученной от ФТС России;

Уведомления об остатках;

Уведомления о ввозе товара;

Уведомления о перемещении.

НСПТ в автоматизированном режиме выявляет риски, расхождения, противоречия, которые могут свидетельствовать о возможном нарушении законодательства о налогах и сборах. Так, в автоматизированном режиме выявляются:

1) Расхождения, которые подразделяются на следующие виды:

а) «зеркальные расхождения» формируются при сопоставлении реквизитов прослеживаемости, отраженных в декларациях по НДС либо в Отчете об операциях продавца и покупателя. 

б) «логические расхождения» формируются при наличии несоответствия реквизитов прослеживаемости, отраженных в декларации по НДС, Отчете об операциях, счете-фактуре либо УПД, реквизитам, имеющимся в НСПТ.

2) Риски, которые формируются при выявлении вышеуказанных расхождений:

Риски, имеющие налоговую составляющую

Риски, не имеющие налоговой составляющей (технические)

Отрицательный остаток  количество приобретенного/полученного товара меньше количества реализованного товара.

Разрыв цепочки  нет операции поступления реализованного товара.

Такие риски выявляются у налогоплательщика, у которого в разделе 9 декларации по НДС количество прослеживаемого товара отражено меньше, чем у покупателя в разделе 8 декларации по НДС, либо Отчете об операции с кодом операции 17 или 18.

Завышенная/заниженная стоимость реализации  отклонение коэффициента увеличения/уменьшения цены больше порогового значения отклонения. Это справочный коэффициент, который определяется настройкой системы;

Этот риск выявляется у налогоплательщика, у которого средний процент увеличения (уменьшения) стоимости реализации по аналогичным группам товаров больше (меньше) порогового значения.

Положительный остаток по посреднику  в посреднической сделке количество полученного посреднического товара превышает количество переданного посреднического товара;

Затоваривание  положительный остаток товара не изменялся в течение последнего отчетного периода;

Пересортица – есть и отрицательный остаток, и положительный остаток, перекрывающий отрицательный остаток, с другими РНПТ, но с тем же кодом ТН ВЭД.

 

Риски, по которым отсутствует налоговая составляющая, носят технический характер и могут быть устранены путем предоставления:

уточненной декларации по НДС (корректировочного Отчета об операциях)

 пояснений, документов в электронном виде (счетов-фактур, УПД).

В отношении налогоплательщиков, по которым выявлены риски с налоговой составляющей, после 01.07.2022 будут проводиться следующие мероприятия налогового контроля:

1) истребование счетов-фактур, первичных и иных документов, относящихся к операциям с прослеживаемыми товарами, при выявлении несоответствий;

2) вызов в налоговый орган для дачи пояснений в связи с выявленными рисками, расхождениями, противоречиями между сведениями, содержащимися в налоговой декларации, и сведениями, содержащимися в Отчете об операциях, и (или) документах, содержащих реквизиты прослеживаемости;

3) запрос выписки по операциям на счетах налогоплательщика и анализ движения денежных средств по расчетным счетам с целью установить, осуществлялась ли налогоплательщиком финансово-хозяйственная деятельность (оплата электроэнергии, арендная плата, оплата складских помещений и другие расходы), уплата таможенных пошлин, налогов при импорте прослеживаемого товара, поступление, перечисление денежных средств за товар, подлежащий прослеживаемости;

4) осмотр территорий, помещений на предмет возможности их использования для хранения прослеживаемых товаров в заявленных налогоплательщиком объемах, а также для определения соответствия фактических данных о прослеживаемых товарах предоставленным документам;

5) допрос лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, с целью установления обстоятельства заключения и осуществления сделки по поставке прослеживаемого товара, его транспортировки с учетом характеристик транспортного средства, погрузки, разгрузки, принятия товара на учет и т.д.;

6) истребование у контрагента, располагающего документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, документов (информации) для проверки и подтверждения сведений о конкретной сделке, связанной с оборотом прослеживаемых товаров, подлежащих прослеживаемости.

По результатам мероприятий налогового контроля налоговые органы:

1) побуждают налогоплательщика к добровольному уточнению своих налоговых обязательств и внесению исправлений в налоговую декларацию;

2) при наличии доказательной базы по установлению фактов и обстоятельств, свидетельствующих об умышленном занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (нарушение положений ст. 54.1 НК РФ), рассматривают вопрос о составлении акта камеральной налоговой проверки и вынесении решения о привлечении к ответственности.

3) привлекают к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случае:

выявления непредставления или несвоевременного представления Отчетов об операциях, неполного отражения (искажения) реквизитов прослеживаемости в документах, представленных налогоплательщиком (Отчет об операциях, счета-фактуры, УПД), нарушения установленного способа представления счетов-фактур и УПД, содержащих реквизиты прослеживаемости (с 01.07.2022),

невыполнения обязанности по представлению операторами ЭДО счетов-фактур и УПД, содержащих реквизиты прослеживаемости (с 01.01.2023).

Положения КоАП РФ в части регулирования операций с прослеживаемыми товарами предположительно вступят в силу 01.07.2022. В связи с этим до 01.07.2022 в случае выявления противоречий, несоответствий в Уведомлениях о перемещении, в Отчете об операциях, а также в декларации по НДС, налогоплательщикам в автоматическом режиме направляются информационные письма с целью анализа сведений, отраженных в представленных документах, и представления уточненных деклараций по НДС (с внесенными изменениями в разделы 8, 9 декларации), Отчетов об операциях.

При этом если в ходе проведения мероприятий налогового контроля в действиях налогоплательщика определены признаки злоупотребления правом, связанным с оборотом прослеживаемых товаров, необходимо использовать данные, содержащиеся в НСПТ, для усиления доказательственной базы.

В целях организации работы при выявлении схемы возможного уклонения от уплаты налоговых и (или) таможенных платежей налоговые органы будут осуществлять скоординированные мероприятия с таможенным органом в соответствии с Регламентом.

Читайте подробнее

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»