В Письме от 26.06.2023 N СД-4-2/8096@ ФНС России направила нижестоящим налоговым органам для использования в работе Рекомендации по истребованию документов (информации) в порядке, предусмотренном:
- ст. 93 «Истребование документов при проведении налоговой проверки»,
- ст. 93.1 «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках»,
- ст. 93.2 «Истребование документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)».
В рекомендациях, в частности, отмечено следующее:
– при истребовании документов должен применяться риск-ориентированный подход. В частности, при применении льгот документы и информацию должны истребовать, только если есть риск нарушения законодательства, с учетом его существенности. Само по себе использование льгот или заявление налога к возмещению не является основанием для обязательного истребования у налогоплательщика или у всех его контрагентов подтверждающих документов;
– документы должны истребоваться по отдельным операциям (сделкам), а не за период или тем более за несколько периодов. Истребование за период (за несколько периодов) возможно, только если эти документы необходимы для подтверждения выявленных фактов налоговых нарушений;
– в требовании должны использоваться четкие формулировки, чтобы налогоплательщик однозначно понимал, какие документы необходимо представить;
– истребуются только те документы (информация, пояснения), которые не представлялись налогоплательщиком в ИФНС ранее;
– налоговым органам следует идти навстречу налогоплательщикам и продлевать срок представления документов при получении мотивированного обращения;
– истребование документов (информации) должно проводиться в комплексе с иными мероприятиями налогового контроля: инвентаризацией, допросами свидетелей, осмотрами, экспертизами и другими мероприятиями;
– налоговым органом не могут быть истребованы документы, обязанность по ведению которых у налогоплательщика отсутствует, например, в связи с применением специального налогового режима;
– при истребовании документов по цепочке необходимо последовательно истребовать документы, начиная с непосредственного контрагента проверяемого лица. При этом не допускается истребование документов в первую очередь у крупнейших налогоплательщиков;
– не допускается замена истребования документов документов (информации) путем включения в иные документы, направляемые плательщикам, просьб, требований и иных текстов, поскольку такие действия позволяют налогоплательщику предположить, что он обязан представить документы вне рамок ст. 93 и 93.1.
Также рассмотрены особенности истребования документов (информации) у отдельных категорий налогоплательщиков. Например, рассматриваются ситуации, когда документы (информация) запрашиваются у иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, или когда налогоплательщик передал документы (информацию) аудиторской организации, правоохранительным органам.
На заметку: представить документы по требованию налогового органа поможет Готовое решение в СПС КонсультантПлюс.
Читайте подробнее