ЭЛКОД: Экологические обязанности бизнеса и ответственность: что нового в законодательстве

Экологические обязанности бизнеса и ответственность: что нового в законодательстве

Риски: с 1 марта 2025 внесены изменения в порядок нормирования отходов. С 19 августа 2024 года увеличены штрафы за сокрытие экологической информации, а дела по определенным нарушениям экологического законодательства теперь могут возбуждать без проведения контрольных мероприятий, если имеются достаточные данные, указывающие на такие нарушения (например, это касается невнесения платы за НВОС).

Федеральный закон от 08.08.2024 N 296-ФЗ и Федеральный закон от 08.08.2024 N 242-ФЗ внесли изменения в экологическое законодательство в части порядка нормирования отходов и лимитов на их размещение, а также в части административной ответственности за сокрытие экологической информации.

Федеральный закон от 08.08.2024 N 242-ФЗ вносит изменения в КоАП РФ, касающиеся увеличения размеров штрафов за сокрытие или искажение экологической информации.

С 19 августа 2024 года штраф для граждан составит от 1 тыс. до 3 тыс. руб., для должностных лиц – от 10 тыс. до 30 тыс. руб., для организаций – от 50 тыс. до 200 тыс. руб.

Предусматривается ужесточение административной ответственности в случае повторного совершения указанного правонарушения: штраф для граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб., для должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет, для организаций – от 200 тыс. до 300 тыс. руб. Дела о повторном таком нарушении рассматривает суд, если дело передали ему.

Отметим, что до 19 августа 2024 года размер штрафа для граждан составлял от 500 руб. до 1 тыс. руб., для должностных лиц – от 3 тыс. до 6 тыс. руб., для организаций – от 20 тыс. до 80 тыс. руб., штраф за повторное нарушение отдельно установлен не был.  

Также с 19 августа 2024 года устанавливается, что дела по определенным нарушениям экологического законодательства можно будет возбуждать без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, если имеются достаточные данные, указывающие на такие нарушения.

В Информации от 09.08.2024 Росприроднадзор перечислил данные нарушения:

  • невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 8.41 КоАП РФ);
  • неуплата в установленный срок экологического сбора (ст. 8.41.1 КоАП РФ);
  • непредставление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ);
  • несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ);
  • непредставление деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров (ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ);
  • несвоевременное представление деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров (ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ);
  • представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров в неполном объеме (ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ);
  • представление деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров в неполном объеме (ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ);
  • представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, содержащей недостоверные сведения (ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ).

Федеральный закон от 08.08.2024 N 296-ФЗ вносит изменения в порядок нормирования отходов  и лимитов на их размещение, которые вступают в силу с 1 марта 2025 года, за исключением отдельных положений.

  • Для организаций и ИП с объектами НВОС I и II категории установлена обязанность разработать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в составе выданного им комплексного экологического разрешения при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.
  • Также для организаций и ИП с объектами II категории, не входящими в вышеперечисленные объекты, при отсутствии комплексного экологического разрешения Федеральный закон устанавливает обязанность включать информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду.
  • На 1 сентября 2025 года перенесен срок, когда органы государственной власти РФ будут наделены полномочиями по установлению перечня видов продукции (товаров), производство и использование которых не допускаются в связи с тем, что отходы от использования такой продукции (товаров) не подлежат обработке или утилизации либо их обработка или утилизация затруднительны. Ранее указанный срок был установлен 1 сентября 2024 года.
  • Федеральный закон устанавливает, что организовывать ликвидацию накопленного вреда окружающей среде будут не только органы местного самоуправления или государственной власти субъектов РФ, но и подведомственные им бюджетные и казенные учреждения.

На заметку: кто является плательщиком платы за НВОС, Вы можете прочитать в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.

Читайте подробнее

Записи мероприятий

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»