Федеральный закон от 08.08.2024 N 296-ФЗ и Федеральный закон от 08.08.2024 N 242-ФЗ внесли изменения в экологическое законодательство в части порядка нормирования отходов и лимитов на их размещение, а также в части административной ответственности за сокрытие экологической информации.
Федеральный закон от 08.08.2024 N 242-ФЗ вносит изменения в КоАП РФ, касающиеся увеличения размеров штрафов за сокрытие или искажение экологической информации.
С 19 августа 2024 года штраф для граждан составит от 1 тыс. до 3 тыс. руб., для должностных лиц – от 10 тыс. до 30 тыс. руб., для организаций – от 50 тыс. до 200 тыс. руб.
Предусматривается ужесточение административной ответственности в случае повторного совершения указанного правонарушения: штраф для граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб., для должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет, для организаций – от 200 тыс. до 300 тыс. руб. Дела о повторном таком нарушении рассматривает суд, если дело передали ему.
Отметим, что до 19 августа 2024 года размер штрафа для граждан составлял от 500 руб. до 1 тыс. руб., для должностных лиц – от 3 тыс. до 6 тыс. руб., для организаций – от 20 тыс. до 80 тыс. руб., штраф за повторное нарушение отдельно установлен не был.
Также с 19 августа 2024 года устанавливается, что дела по определенным нарушениям экологического законодательства можно будет возбуждать без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, если имеются достаточные данные, указывающие на такие нарушения.
В Информации от 09.08.2024 Росприроднадзор перечислил данные нарушения:
- невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 8.41 КоАП РФ);
- неуплата в установленный срок экологического сбора (ст. 8.41.1 КоАП РФ);
- непредставление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ);
- несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ);
- непредставление деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров (ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ);
- несвоевременное представление деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров (ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ);
- представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров в неполном объеме (ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ);
- представление деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров в неполном объеме (ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ);
- представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, содержащей недостоверные сведения (ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ).
Федеральный закон от 08.08.2024 N 296-ФЗ вносит изменения в порядок нормирования отходов и лимитов на их размещение, которые вступают в силу с 1 марта 2025 года, за исключением отдельных положений.
- Для организаций и ИП с объектами НВОС I и II категории установлена обязанность разработать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в составе выданного им комплексного экологического разрешения при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.
- Также для организаций и ИП с объектами II категории, не входящими в вышеперечисленные объекты, при отсутствии комплексного экологического разрешения Федеральный закон устанавливает обязанность включать информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду.
- На 1 сентября 2025 года перенесен срок, когда органы государственной власти РФ будут наделены полномочиями по установлению перечня видов продукции (товаров), производство и использование которых не допускаются в связи с тем, что отходы от использования такой продукции (товаров) не подлежат обработке или утилизации либо их обработка или утилизация затруднительны. Ранее указанный срок был установлен 1 сентября 2024 года.
- Федеральный закон устанавливает, что организовывать ликвидацию накопленного вреда окружающей среде будут не только органы местного самоуправления или государственной власти субъектов РФ, но и подведомственные им бюджетные и казенные учреждения.
На заметку: кто является плательщиком платы за НВОС, Вы можете прочитать в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.
Читайте подробнее