В целях реализации положений Федерального закона от 08.08.2024 N 288-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 10.07.2025 N 1036 утверждены Правила обмена электронным единым транспортным документом (ЕТД), подтверждающим заключение договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении (перевозка груза разными видами транспорта по единому транспортному документу), и сведениями, содержащимися в нем. Также регламентированы Правила направления такого документа в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), предусмотренную Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
В частности установлено, что электронные ЕТД:
- состоят из нескольких файлов обмена (далее – файл, документ), в которых, например: грузоотправитель предоставляет информацию о грузе, маршруте, участниках; перевозчик размещает данные о транспортных средствах, условиях, приеме груза и др.; грузополучатель сообщает о факте и параметрах приёма груза; при необходимости также предоставляются: сведения об изменении получателя, пункта назначения, замене транспорта, изменении финансовых условий и т.д.;
- направляются в ГИС ЭПД операторами информационных систем электронных перевозочных документов не позднее 10 минут с момента получения файлов обмена от участников информационного взаимодействия;
- включают определенный перечень данных: сведения о маршруте, грузе, сторонах перевозки, транспортных средствах, условиях, отметках по этапам перевозки;
- могут быть скорректированы по инициативе участников взаимодействия за исключением: данных о передаче груза при приеме перевозчиком, оговорок перевозчика при приеме, сведений о приеме груза получателем и оговорок перевозчика при выдаче груза.
Как будет происходить обмен документами
1. Передача документов осуществляется сторонами в следующем порядке:
- грузоотправитель формирует файл обмена, подписанный электронной подписью, в своей системе или в системе своего оператора и присваивает ему уникальный идентификатор;
- документ передается оператору грузоотправителя, который осуществляет проверку (формат, уникальность идентификатора, корректность подписи);
- оператор грузоотправителя отправляет файл перевозчику через его оператора и размещает его в ГИС ЭПД;
- в ГИС ЭПД осуществляется очередная проверка документа — если все правильно, то ему присваивается уникальный идентификатор (если он не был присвоен ранее);
- перевозчик, получив файл обмена грузоотправителя, формирует свой файл, в котором указывает информацию о принятии груза, транспортных средствах и других деталях, подписывает его и отправляет своему оператору;
- оператор перевозчика осуществляет проверку файла обмена и отправляет документ грузоотправителю, а также в ГИС ЭПД, и пересылает такой файл обмена вместе с файлом обмена грузоотправителя грузополучателю через его оператора;
- ГИС ЭПД осуществляет проверку файла обмена информации перевозчика;
- далее осуществляется схожее взаимодействие между сторонами посредством операторов и ГИС ЭПД по вопросам передачи груза с одного вида транспорта на другой вид транспорта, изменения сведений о грузополучателе и (или) пункте назначения, замены транспортного средства, выдачи груза грузополучателю и т.д.
2. Особые ситуации:
- если возникают нестандартные ситуации (например, меняется грузополучатель, пункт назначения, транспорт и пр.), то готовятся дополнительные файлы обмена, которые также подписываются электронной подписью и проходят проверку;
- если что-то не так с документами (формат, идентификатор, подпись), то система сообщает об ошибке с указанием соответствующего кода. Файл обмена должен быть исправлен и сформирован заново: при обнаружении ошибки оператором в срок не превышающий 1 рабочего дня, если ошибка найдена ГИС ЭПД в срок не превышающий 5 календарных дней.
3. Хранение, конфиденциальность и безопасность:
- участниками взаимодействия обеспечивается актуальность данных, их достоверность и целостность, а также конфиденциальность информации, ограничение доступа к которой установлено законодательством РФ;
- обмен файлами обмена участники информационного взаимодействия осуществляют посредством информационных систем электронных перевозочных документов в соответствии с соглашением об электронном документообороте;
- при отправке файлов обмена в ГИС ЭПД шифрование не допускается;
- подписи и доверенности проставляются в соответствии с установленными требованиями;
- оператор ГИС ЭПД обеспечивает круглосуточную работу (в том числе техподдержку), хранение документов в неизменном виде на протяжении 5 лет, ведение учет уникальных идентификаторов;
- время ответа ГИС ЭПД на получение данных из системы составляет не более 10 секунд.
Определены и иные особенности информационного взаимодействия между сторонами, например, установлена последовательность действий операторов при направлении файлов обмена электронных перевозочных документов в ГИС ЭПД.
Постановление Правительства РФ от 10.07.2025 N 1036 вступает в силу 1 сентября 2025 года.
На заметку: оставаться в курсе изменений в сфере перевозок можно с помощью материалов: Последние изменения: Договор перевозки грузов автомобильным транспортом (КонсультантПлюс, 2025), и Последние изменения: Договор перевозки груза ж/д транспортом (КонсультантПлюс, 2025) .
Разобраться в нюансах составления договора грузоперевозки поможет Готовое решение: Как составить договор перевозки груза автомобильным транспортом (КонсультантПлюс, 2025).
Читайте подробнее