ООО заключило договор ГОЗ с головным исполнителем, который не предусматривает казначейское сопровождение. В свою очередь, заключая договоры с поставщиками, ООО не указало в них, что поставка происходит в рамках ГОЗ и, соответственно, не указало ИГК. Просим разъяснить, какие возможны последствия для ООО и его поставщиков в данной ситуации.
Главное
На законодательном уровне не предусмотрена ответственность за ненадлежащее уведомление заказчиком своего контрагента о заключении с ним контракта по ГОЗ.
Если заказчик не включил ИГК ни в контракт, ни в распоряжения, составляемые при осуществлении расчетов по ГОЗ, а в контракте отсутствуют условия о его заключении в целях выполнения ГОЗ, то суды могут не признать не проинформированного заказчиком контрагента головным исполнителем или исполнителем. Как следствие, такой контрагент не может быть привлечен к ответственности, например, за неисполнение обязанности по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2019 г. N 18АП-2531/2019 по делу N А34-11043/2018. Документ официально опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс").
Обоснование
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о гособоронзаказе) закреплен ряд правовых норм, предусматривающих уведомление заказчиком его контрагентов о цели заключения с ними государственных контрактов (контрактов), а именно о выполнении государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ).
Так, в соответствии с п. 5 ст. 7 Закона о гособоронзаказе государственный заказчик ГОЗ обязан присвоить каждому государственному контракту по ГОЗ идентификатор государственного контракта (далее - ИГК) и в последующем указать ИГК в этом контракте. В свою очередь, на головного исполнителя поставок продукции по ГОЗ (далее - головной исполнитель) и входящих в его кооперацию исполнителей возложена обязанность включать ИГК в контракты, заключаемые с исполнителями более низкого уровня кооперации (п. 4 ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 8 Закона о гособоронзаказе). При осуществлении оплаты по контракту через открытый в уполномоченном банке отдельный счет головной исполнитель и исполнители должны указать ИГК в своем распоряжении (п. 9 ч. 1 и п. 9 ч. 2 ст. 8 Закона о гособоронзаказе).
С одной стороны, возложение вышеуказанных обязанностей на головного исполнителя (исполнителей) связано с необходимостью осуществления банковского и казначейского сопровождения средств ГОЗ. Но с другой стороны, хозяйствующие субъекты должны быть осведомлены о юридических последствиях их вступления в договорные обязательства по выполнению ГОЗ. Ведь на головных исполнителей и входящих в их кооперацию исполнителей возлагается целый комплекс специфических обязанностей.
ИГК - это внешний атрибут, свидетельствующий о заключении государственного контракта (контракта) в целях выполнения ГОЗ.
Согласно п. 13 ст. 3 Закона о гособоронзаказе ИГК представляет собой уникальный номер, присваиваемый конкретному государственному контракту и подлежащий указанию во всех контрактах, а также в распоряжениях, составляемых государственными заказчиками, головными исполнителями и исполнителями при осуществлении расчетов по ГОЗ в рамках сопровождаемой сделки. ИГК должен указываться во всех контрактах с исполнителями любого уровня кооперации, если они заключаются в целях выполнения ГОЗ.
Если заказчик не включил ИГК ни в контракт, ни в распоряжения, составляемые при осуществлении расчетов по ГОЗ, а в контракте отсутствуют условия о его заключении в целях выполнения ГОЗ, то суды могут не признать не проинформированного заказчиком контрагента головным исполнителем или исполнителем. Как следствие, такой контрагент не может быть привлечен к ответственности, например, за неисполнение обязанности по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2019 г. N 18АП-2531/2019 по делу N А34-11043/2018. Документ официально опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс").
Несмотря на четкие требования Закона о гособоронзаказе, на практике имеют место случаи, когда заказчики не уведомляют исполнителей о цели заключения контракта с ними. Нередко это объясняется слабой заинтересованностью хозяйствующих субъектов вступать в договорные отношения в рамках ГОЗ. Дело в том, что Закон о гособоронзаказе возлагает на исполнителей, входящих в кооперацию головного исполнителя, ряд достаточно обременительных обязанностей. Надлежащее исполнение этих обязанностей обеспечивается проверками контролирующих органов и прокуратуры, а также возможностью привлечения нарушителей к административной и уголовной ответственности. К примеру, за нарушение условий договора, заключенного в целях выполнения ГОЗ, предусмотрена административная ответственность (ст. 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)). За нарушение требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности на виновное лицо налагается административный штраф (ст. 15.37 КоАП РФ). Расчеты по контрактам по ГОЗ осложнены законодательным требованием открытия в этих целях отдельного счета в уполномоченном банке и соблюдения его режима. Неудобство создает и казначейское сопровождение средств ГОЗ. Кроме того, исполнители должны соблюдать нормативные ограничения размера прибыли поставщиков отдельных видов продукции по ГОЗ.
Таким образом, нежелание многих хозяйствующих субъектов участвовать в выполнении ГОЗ связано с закреплением в законодательстве специального правового режима закупок в рамках ГОЗ, состоящего из массы нормативных ограничений и мер юридической ответственности за их несоблюдение.
Вследствие наличия трудностей с заключением контрактов по ГОЗ заказчики стараются уклониться от информирования на преддоговорном этапе своих потенциальных контрагентов о целях заключения контракта. Поэтому в ряде случаев исполнители низших уровней кооперации узнают об исполнении ими контракта в целях выполнения ГОЗ только после заключения контракта, например при осуществлении заказчиками оплаты поставленной продукции либо в ходе проверки контролирующими органами. Ситуация осложняется тем, что на законодательном уровне не предусмотрена ответственность за ненадлежащее уведомление заказчиком своего контрагента о заключении с ним контракта по ГОЗ.
В Приложении к ответу Вы найдете:
- Статья_ Неуведомление исполнителя о заключении контракта по.rtf
- Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суд.rtf