В Письме от 22.02.2023 N 5220-ОГ/00 Минстрой России рассмотрел ряд вопросов, связанных с начислением платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества МКД.
В частности ведомство разъяснило следующее:
- Собственники помещений в МКД, являясь одновременно собственниками соответствующих долей в праве общей собственности на общее имущество в МКД, несут обязанность по оплате коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества (далее - КР СОИ) в составе платы за содержание жилого помещения в порядке и размере, определенных жилищным законодательством.
- Периодом, за который осуществляется перерасчет в соответствии с подпунктом "а" пункта 29(3) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, является календарный год, предшествующий I кварталу года, в котором такой перерасчет осуществляется. Никаких оговорок об ином периоде, учитываемом при проведении перерасчета (в том числе в связи с датой вступления в силу тех или иных нормативных правовых актов) действующее жилищное законодательство не содержит. В I квартале 2023 года при проведении такого перерасчета учитывается объем коммунального ресурса, потребленного при использовании и содержании общего имущества в течение всего 2022 года. Далее указанный перерасчет производится в I квартале каждого года, а также при прекращении управления МКД лицом, осуществляющим управление МКД, и при принятии на общем собрании собственников помещений в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату КР СОИ.
- Необходимость проведения перерасчета платы за КР СОИ, и размер такого перерасчета также существенно зависит от установленной уполномоченными органами государственной власти субъекта РФ величины нормативов потребления КР СОИ. Установление таких нормативов потребления в размере, максимально приближенном к фактическому объему потребления коммунальных ресурсов, снижает вероятность ущемления интересов различных участников жилищных отношений и дискриминации потребителей, проживающих в разных МКД (оборудованных или не оборудованных ОДПУ).
- Исполнитель коммунальных услуг обязан осуществлять мероприятия по снятию показаний коллективного (общедомового) прибора учета, индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета с периодичностью, предусмотренной подпунктами "е" и "е(1)" пункта 31 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, а также не реже 1 раза в год проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители) (пункты 82 - 84 Правил N 354).
- Самовольное пользование системой водоснабжения при отсутствии соответствующего договора характеризуется недобросовестным поведением абонента, вопреки требованиям действующего законодательства, использующего коммунальный ресурс без намерения заключить договор. Из положений Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ (пункты 2, 17 статьи 2, часть 1 статьи 5 и часть 1 статьи 9, часть 1 статьи 13) следует, что использование средств измерения, срок поверки которых истек, не допускается; истечение срока поверки свидетельствует о недостоверности показаний средства измерения о количестве поставленного ресурса и фактически означает отсутствие прибора учета.
- Абонент, пропустивший срок поверки, не лишен возможности представить доказательства, опровергающие пороки учета и необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем, поскольку последующее признание прибора учета соответствующим метрологическим требованиям лишь подтверждает его соответствие указанным требованиям в течение всего периода после окончания срока поверки (пункт 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ).