Инспекция может вызывать налогоплательщиков по любым вопросам, которые связаны с уплатой налогов, сборов, взносов, например, чтобы получить пояснения (подп. 4 п. 1, п. 2.1 ст. 31 НК РФ):
– вне налоговых проверок;
– в рамках камеральных и выездных проверок. Это может быть связано как с ошибками и противоречиями в отчетах, так и с любыми другими вопросами, которые возникли у инспектора.
Право вызывать налогоплательщика закреплено в подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ.
В целях реализации единообразного подхода к заполнению формы уведомления о вызове налогоплательщика для дачи пояснений ФНС выпустила справочник оснований и причин вызова (Письмо ФНС России от 09.08.2022 N ЕА-4-15/10350).
Так, при формировании уведомления налоговый орган должен в нем указать:
1) основание вызова (в соответствии с графой 2 справочника – в связи с налоговой проверкой или в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах);
2) вид области контроля (в соответствии с графой 3 справочника – например, камеральная или выездная налоговая проверка, вне рамок налоговых проверок, реализация проекта по «обелению» отрасли);
3) для дачи пояснений, по какому вопросу вызывается налогоплательщик (в соответствии с графой 4 справочника – например, непредставление пояснений по требованию или отказ в допуске на территорию (в помещение) плательщика) с конкретизацией мотива вызова (в соответствии с графой 5 справочника – например, вопросы, требующие дополнительных пояснений или налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли).
Пока в АИС «Налог-3» нет шаблона уведомления о вызове налогоплательщика, налоговые органы должны составлять его, ориентируясь на справочник.
На заметку: что делать налогоплательщику при вызове в инспекцию и какая ответственность установлена за неявку, рассказано в Готовом решении: Уведомление о вызове налогоплательщика в инспекцию (КонсультантПлюс, 2022).
Читайте подробнее