Обязанность организаций и ИП обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок, установлена п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ.
Приказом Минтранса России от 31.07.2020 N 282 утверждены новые профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к работникам организаций и ИП при осуществлении следующих видов перевозок:
- коммерческие перевозки – перевозки пассажиров (на основании договора перевозки или договора фрахтования) и/или грузов (на основании договора перевозки);
- перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями – перемещение лиц (кроме водителя) и/или материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения вышеуказанных договоров.
Требования распространяются и на ИП, осуществляющих такие перевозки самостоятельно.
Для достижения необходимого уровня знаний и умений, установленных требованиями, работники должны проходить обучение в образовательных организациях.
Приказом установлены требования, в частности, к следующим профессиям и должностям работников:
– водитель легкового автомобиля (ТС категорий «B», «BE», включая легковое такси);
– водитель грузового автомобиля (ТС категорий «C», «CE» и подкатегорий «C1», «C1E»);
– водитель автобуса (ТС категорий «D», «DE» и подкатегорий «D1», «D1E»);
– водитель автомобиля (ТС, осуществляющего перевозку опасного груза);
– водитель автомобиля (крупногабаритного и/или тяжеловесного ТС или сопровождающего такое ТС);
– водитель автомобиля (ТС, осуществляющего перевозку пассажиров и /или грузов в международном сообщении);
– контролер технического состояния ТС автомобильного транспорта;
– специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
– консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.
Приказ Минтранса вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.
Также с 1 января 2021 года утрачивает силу Приказ Минтранса России от 28.09.2015 N 287, который ранее устанавливал профессиональные и квалификационные требования к работникам юрлиц и ИП, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (конкретные виды перевозок, на которые прежние требования распространялись, указаны не были).
Если сравнить положения новых требований с прежними, то, например:
– водитель грузового автомобиля теперь должен знать правила использования тахографов, хотя уметь использовать их в работе он должен был и ранее;
– установлено, что водитель грузового автомобиля может иметь иностранное водительское удостоверение в случаях, установленных законодательством РФ (ранее требования этого не позволяли и в этой части противоречили п. 13 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ);
– к знаниям водителя легкового автомобиля тоже появились новые требования. Водитель среди прочего должен знать, как оказывать помощь при посадке и высадке пассажиров, в том числе с использованием спецустройств для инвалидов, а также основы погрузки, разгрузки, размещения и крепления грузовых мест, багажа в кузове автомобиля, опасность и последствия перемещения груза.
Ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, установлена п. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ (для организаций штраф составляет 100 тыс. руб.).
На заметку: с 2021 года также действует новый Порядок профессионального отбора и обучения работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта (Приказ Минтранса России от 29.07.2020 N 264). Обязанность работодателей проводить такой отбор и обучение установлена ст. 328 ТК РФ.
Об этом и других особенностях приема на работу и трудовых отношений с водителями можно узнать в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.
Читайте подробнее