С 1 января 2025 года начинает действовать упрощенный порядок рассмотрения жалоб на акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц (Федеральный закон от 31.07.2023 N 389-ФЗ).
Жалоба в упрощенном порядке рассматривается налоговым органом, чьи акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц обжалуются. Срок рассмотрения жалобы – 7 дней со дня ее получения.
Данный порядок не распространяется на жалобы, которые подаются на решения налоговых органов, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101 НК РФ) и при обнаружении налоговых правонарушений вне рамок таких проверок (ст. 101.4 НК РФ).
В Информации на сайте ФНС от 27.09.2024 в разделе «Часто задаваемые вопросы» отмечается, что упрощенный порядок применяется при условии направления жалобы в электронном виде посредством телекоммуникационных каналов связи или через личный кабинет налогоплательщика по установленным форматам с указанием на необходимость ее рассмотрения в соответствии со ст. 140.1 НК РФ.
В Информации от 14.10.2024 региональная УФНС обращает внимание: подача жалобы на бумаге или по неустановленным форме и формату автоматически переводится в категорию документов, рассматриваемых в обычном порядке.
На заметку: по итогам рассмотрения жалобы в упрощенном порядке налоговый орган принимает одно из следующих решений:
- отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
- отменяет решение налогового органа полностью или в части;
- отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
- признает действия или бездействие должностных лиц налогового органа незаконными и выносит решение по существу.
Кроме того, по итогам рассмотрения жалобы налоговым органом принимаются меры, указанные в п. 1 или в пп. 1 и 1.1 ст. 139 НК РФ.
Как составить жалобу на решение (действие, бездействие) налогового органа и какие документы приложить, рассказано в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс.
Читайте подробнее