ЭЛКОД: Что изменилось в правилах проведения проверок госорганов с 28 декабря 2024 года

Что изменилось в правилах проведения проверок госорганов с 28 декабря 2024 года

Риски: введены новые основания для внеплановых контрольно-надзорных мероприятий при взаимодействии с юрлицом или ИП. Также начали действовать правила присвоения бизнесу публичной оценки и использования мобильного приложения «Инспектор». Кроме того, отменены некоторые особенности организации и осуществления государственного и муниципального контроля в связи с их регулированием на законодательном уровне, действие некоторых особенностей ограничили определенным сроком. Возможности: контролируемое лицо вправе отказать инспектору в проверке при отсутствии в его документах двухмерного штрихкода. Дополнен список решений контролирующих лиц, которые можно обжаловать в досудебном порядке, сокращены сроки рассмотрения жалоб.

В конце 2024 года принят ряд изменений, связанных с правилами проведения проверок госорганов в 2025 году.

Федеральный закон от 28.12.2024 N 540-ФЗ

С 28 декабря 2024 года действуют новые основания для внепланового контрольно-надзорного мероприятия при взаимодействии с юрлицом или ИП, введенные в Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Также начали действовать правила присвоения бизнесу публичной оценки, использования приложения «Инспектор» и другие поправки. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 28.12.2024 N 540-ФЗ.

Внеплановые проверки

Включен ряд оснований для внеплановых контрольно-надзорных мероприятий (в том числе проверок) из перечня, утвержденного Правительством РФ. Перечень действовал до конца 2024 года в приоритетном порядке. Поскольку его действие не было продлено, с 1 января 2025 года проверяющие лица должны применять основания из ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.

В частности, речь о таких основаниях:

  • юрлицо или ИП не уведомили профильный орган о начале деятельности, хоть и должны были это сделать;
  • работники заявили о массовых случаях (в отношении более 10 человек или в отношении более 10% среднесписочной численности работников) полной или частичной невыплаты зарплаты свыше одного месяца;
  • граждане обратились за защитой жилищных прав.

Введены новые основания. Например, уклонение от обязательного профилактического визита и ведение деятельности без подачи в систему «Честный знак» сведений для регистрации в ней, если их нужно было туда направить.

Публичная оценка бизнеса

Проверяющие могут присваивать юрлицам и ИП либо объектам контроля публичную оценку уровня соблюдения обязательных требований, если это предусмотрено положением о виде контроля. Оценка зависит от итогов профилактического или контрольно-надзорного мероприятия.

Порядок и критерии присвоения оценки установят в Положении о виде контроля. Это же касается правил, по которым юрлица и ИП станут информировать третьих лиц о своей оценке. Правительством РФ определяются случаи, когда ее присвоение обязательно.

Мобильное приложение «Инспектор»

Создается информационная система производства по делам об административных правонарушениях, а также мобильное приложение «Инспектор», применяемое контрольными (надзорными) органами и контролируемыми лицами с использованием мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер.

Инспекционный визит, выездная проверка, рейдовый осмотр могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием приложения «Инспектор». Схожие положения предусмотрены в отношении осмотра, досмотра, опроса, экспертизы и эксперимента. Кроме того, с использованием указанного приложения может проводиться профилактический визит.

Основание для отказа инспектору в проверке

Контролируемое лицо может не допустить инспектора на объект контроля, если на документах контрольно-надзорного органа нет QR-кода либо он нанесен некорректно. Имеется в виду двухмерный штрихкод, который позволяет перейти на страницу контрольного или надзорного мероприятия в едином реестре.

В этом случае юрлицо либо ИП вправе также отказать в доступе к своим документам и в принятии иных мер по проведению контрольно-надзорного мероприятия. Исключение составляют случаи, если до начала проведения мероприятия не требуется принятия решения о его проведении.

Досудебное обжалование

Дополнен список того, на что можно подать жалобу, например:

В первом случае в жалобе нужно указать среди прочего номер такого визита в реестре мероприятий, во втором – номер объекта контроля в реестре видов контроля.

Рассмотреть жалобу должны в течение 15 рабочих дней с даты ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования. Для работы с документом об оспаривании категории риска предусмотрено 5 рабочих дней. При этом сроки не продлеваются.

Ранее любую жалобу рассматривали не позже 20 рабочих дней с даты ее регистрации.

Другие поправки:

  • предусмотрено, что в единый реестр видов контроля включается перечень объектов контроля;
  • регламентирован порядок проведения обязательного профилактического визита и профилактического визита по инициативе контролируемого лица;
  • контролируемое лицо, в отношении которого выявлены нарушения обязательных требований, вправе подать ходатайство о заключении с контрольным (надзорным) органом соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Постановление Правительства РФ от 28.12.2024 N 1955

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2024 N 1955 скорректированы особенности организации и осуществления государственного и муниципального контроля. Среди прочего в Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» внесен блок поправок.

Отменен ряд положений, связанных в том числе с рассмотренными выше изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.12.2024 N 540-ФЗ.

Например, отменены пункты:

– о праве госорганов начать проверку ряда объектов незамедлительно, известив об этом прокуратуру, если возникло ЧС, причинен вред жизни и здоровью граждан, обороне и безопасности государства;

– об увеличенном сроке взаимодействия с одним лицом, если рейдовый осмотр проводят в рамках пожарного надзора на объекте, где работают несколько контролируемых лиц;

– о завершении проверок, которые начали до ввода моратория в 2022 году.

Действие некоторых положений ограничено определенным сроком

В частности, до 1 января 2030 года определен срок, в течение которого:

– в отдельных случаях допускается выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом;

– обязательные профилактические визиты в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области связи в целях оценки соблюдения отдельных обязательных требований могут проводиться по решению руководителя Роскомнадзора (в ходе проведения таких обязательных профилактических визитов при необходимости могут привлекаться специалисты, обладающие специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия контрольному (надзорному) органу, в том числе при применении технических средств);

– решение о проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, информация о котором вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, принимается путем внесения соответствующей информации в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий и ее подписания без необходимости вынесения отдельного решения и внесения его в единый реестр;

– предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется путем подписания и опубликования электронного паспорта соответствующего предостережения без необходимости вынесения отдельного документа и внесения его в единый реестр.

До 1 сентября 2026 года:

– продлен срок, в течение которого соблюдение обязательных требований к обороту отдельных видов продукции оценивается с учетом установленных особенностей (ранее – до 1 января 2025 года);

– будет действовать норма о проведении выборочного контроля алкогольной продукции определенного наименования отдельного (конкретного) производителя или импортера, реализуемой розничными продавцами, в целях подтверждения соответствия такой продукции обязательным требованиям и направления такой алкогольной продукции на экспертизу.

Также установлено, что обязательные профилактические визиты по поручениям отдельных лиц (например, Президента РФ), запланированные на 2025 год, а также не завершенные до 1 января 2025 года, проведут до 1 января 2026 года в соответствии с положениями НПА, которые действовали на дату поручения.

Есть и другие изменения.

Постановление Правительства РФ от 28.12.2024 N 1955 вступило в силу с 1 января 2025 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

На заметку:

– как проводятся внеплановые проверки организации (контрольные (надзорные) мероприятия), можно узнать в Готовом решении в СПС КонсультантПлюс;

– с правилами проверки (контрольные и надзорные мероприятия) ГИТ можно ознакомиться в материалах Справки в СПС КонсультантПлюс.

Читайте подробнее

Записи мероприятий

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»