К сожалению, термин “качество” сегодня употребляется весьма расплывчато. Под качеством продукта слишком часто подразумевается его надежность. Привыкнув в советские времена к тому, что продукт, который удалось достать, должен служить долго, российский потребитель переносит это понятие и на современное производство. Тем не менее, сейчас понятие “качества” нередко всеобъемлюще. Так, стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2015 определяет качество как “степень выполнения требований совокупностью собственных характеристик”. Требований у потребителя много, а характеристик продукции еще больше, посему в этот список входят и цена, и надежность, и функциональность продукции, спрос и себестоимость (требования к продукции предъявляет не только потребитель, но и собственник-инвестор), и даже продаваемость (сотрудники тоже хотят получать зарплату регулярно). Словом, весь набор свойств, которыми продукция обладает. Поскольку для получения хорошего результата от деятельности организации этими требованиями нужно управлять наиболее эффективно, появилась наука “Управление качеством”. Как водится, сразу же после появления науки как области знания эта область начала обрастать огромным количеством сказок, мифов и легенд. Появилось огромное количество литературы, поучающей “как нужно управлять качеством”. Общеизвестные вещи переписывались из книги в книгу, принося мало проку именно тем, что они вроде бы известны и кажутся банальными. Кто же станет спорить с тем, что “нужно просто хорошо работать”. Такой же была и наша реакция, когда в начале 90-х годов в руки попала одна из первых версий стандарта ИСО 9001:1987 г.: “Ну и что в этом стандарте нового? Чтобы получить хороший результат, все должно быть хорошо. Это известно и без стандарта”. Понимание необходимости такого стандарта пришло гораздо позднее.
Знания были взяты, в основном, из западного (американского и японского) опыта и с трудом переносились на российскую почву. Примеры, приведенные в этих книгах, относились, в основном, к промышленным предприятиям с массовым производством простых деталей. Туристическая или софтверная компания очень плохо понимают, как применить в их бизнесе опыт Lean Production с завода по штамповке автомобильных деталей. Читатели, открывая книгу, ждали от нее чудес и откровений, в то время как, в лучшем случае, им предлагали подумать и поработать самим, а в худшем — давали шаблонные или даже ошибочные рекомендации. Множество книг “по качеству”, написанных в последние годы, или повторяют общеизвестные классические положения теории качества (14 принципов Деминга, методику “6 сигма”, методику QFD (quality function deployment), методику “5S” и т.д.) или уже устарели (до сих пор в последних публикациях встречаются ссылки на стандарты ИСО 9002 и 9003, утратившие актуальность еще 15.12.2003). Поэтому в списке литературы много ссылок на журнальные статьи, которые более оперативно реагируют на новые тенденции в области качества.
Мы взялись за написание этой книги, исходя из следующих соображений, актуальных на сегодняшний день для положения дел в России с управлением качеством бизнеса.
1. Термин “управление качеством” постепенно утрачивает свое первоначальное значение и трактуется в очень разнообразных вариациях: от обеспечения надежности, безотказности и бездефектности промышленной продукции до создания большого количества документов, призванных продемонстрировать наличие в организации системы качества, да еще и “соответствующей стандарту ИСО 9000”.
2. О стандарте ИСО 9000. Все чаще российские компании хотят “внедрить стандарт ИСО 9000” или “получить сертификат ИСО”. Желание усугубляется тем, что многие компании задумываются, “как получить сертификат ИСО”, без которого невозможно подать документы на участие в тендере.
3. О «сертификате ИСО 9000». Огромное количество консультантов и органов по сертификации готовы предоставить свои услуги “с гарантированным получением сертификата ИСО 9000”. После получения сертификата у 80% организаций возникает проблема: что делать дальше? Консультанты забыли объяснить им, что путь организации к качеству только начинается. Получение “сертификата ИСО 9000” означает только, что система менеджмента качества в организации существует, соответствует минимальным требованиям, изложенным в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2015, и пригодна для улучшения системы менеджмента организации. А заниматься улучшениями придется самой организации. СМК — не “волшебная палочка”, махнул и все стало “в шоколаде”. Нужен интенсивный и квалифицированный труд руководителей.
4. Усилия консультантов, пропагандирующих, и диссертантов, развивающих различные аспекты одной огромной науки под названием “Менеджмент”, привели к тому, что сегодня она разорвана на множество тем, направлений, технологий, срезов и теорий, которые только запутывают и вызывают ненависть у реальных капитанов бизнеса. В качестве примеров можно привести следующие направления: Lean Production (бережливое производство); CRM (Customs Relationships Management – управление взаимоотношениями с клиентами); управление знаниями; управление по стоимости компании; KPI (Key Performance Indicators — ключевые показатели деятельности); BSC (Balanced ScoreCard — система сбалансированных показателей (ССП)) и многое другое. Мы не утверждаем, что это плохие теории. Наоборот, в каждой из них есть свое рациональное зерно, но применить их одновременно, да еще и в полном объеме, как это написано в “умных книгах”, не под силу никакой компании.
Невозможно удержаться, чтобы не вспомнить, ставшую уже слегка банальной, притчу про слона и слепцов. Совершенно аналогично любой из апологетов модных теорий утверждает: “Главное у слона — это хвост!” Другой возражает: “Нет! Теория про хвост устарела! Сейчас вся современная наука решила, что главное, чтобы у слона были прочные и толстые ноги!!” Несть числа спорящим. Давайте попробуем увидеть слона целиком. Если следовать терминологии данной притчи, то у каждой организации должен быть свой уникальный слон по имени “Менеджмент”, со своим размером, пропорциями и даже цветом и вкусом. Чтобы увидеть слона целиком, его нужно хотя бы описать в “документах системы менеджмента качества”.
5. Что касается “документации системы менеджмента качества”. Большинство собственников бизнеса, генеральных директоров и других руководителей высокого ранга воспринимают (часто понаслышке) необходимость выполнения требований стандартов МС ИСО серии 9000 как дополнительную обузу в виде большого количества лишних бумаг, написанных на “птичьем языке”, да еще и относящихся к “качеству и надежности промышленных товаров”.
В реальности документы на непонятном для пользователей языке нужно немедленно выбросить или переписать. Они съедают ресурсы компании, ничего при этом не создавая. Каждый новый документ следует рассматривать с точки зрения его полезности, затрат на его создание, выполнение и поддержание в рабочем состоянии. Об этом написал один из лучших российских специалистов в области менеджмента качества Ю.П. Адлер. [14]
“…Каждая лишняя страничка документа системы качества стоит денег с точки зрения не только написания, но и эксплуатации. Ведь этому надо научить, внедрить, проверить. Потом этот документ надо обслуживать, менять версии и т.д. Каждая лишняя буква в документе стоит денег. И мы уже не можем себе позволить на всякий случай прописать пару десятков лишних процедур, инструкций или каких-то других документов системы качества. Нам это просто не по карману.”
Стандарты МС ИСО серии 9000 не требуют ни одного лишнего документа. Все их требования абсолютно логичны и необходимы для организаций, которые хотят жить и работать долго и эффективно.
6. Кстати об эффективности менеджмента. У нас существует глубокое убеждение, что стандарты МС ИСО серии 9000 версии 2015 — одно из самых лучших руководств по построению в организации эффективной системы менеджмента. Менеджмента всей организацией, а не только системой менеджмента качества. Кроме того, мы не менее глубоко убеждены, что если после “внедрения ИСО” работать организации стало труднее, а ее показатели снизились, это значит, что вместо построения логичной и эффективной системы менеджмента в организации насильственным и бюрократическим образом был формально “внедрен стандарт ИСО 9000”. Правильно разработанная и построенная система менеджмента должна приносить организации прибыль, а не разорять ее. Поскольку система менеджмента качества (СМК) — только ее часть (по определению ГОСТ Р ИСО 9000-2015), то и СМК тоже должна приносить прибыль и облегчать жизнь менеджеров.
Именно с этой точки зрения мы будем рассматривать роль стандартов ИСО серии 9000 версии 2015 года — стандартов, в которых предъявляются требования к обеспечению уверенности в результативности (и эффективности) организаций и их процессов.