В Информационном письме Банка России от 05.06.2024 N ИН-08-12/35 в целях соблюдения прав и законных интересов клиентов кредитных организаций, во избежание введения их в заблуждение, а также в целях снижения нагрузки на кредитные организации и их клиентов, Банк России и Росфинмониторинг повторно обращают внимание кредитных организаций на необходимость организации работы по корректному и полному информированию своих клиентов о причинах, послуживших основанием для принятия кредитной организацией решения об отказе от проведения операции в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также о расторжении такого договора в соответствии с пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ и о причинах отказа в предоставлении клиентам услуг дистанционного банковского обслуживания.
В частности, среди ненадлежащих практик регулятор отметил такие:
- до клиента доводят мало сведений о причинах отказа, что мешает ему обжаловать такое решение;
- клиенту сообщают о причинах отказа в дистанционном банковском обслуживании в недоступной форме или недостаточном для защиты прав объеме. В разъяснениях не уточняют, как ему в таком случае распоряжаться деньгами;
- сотрудники кредитных организаций уклоняются от диалога, предлагают обратиться позднее;
- у клиентов запрашивают необоснованно широкий список документов и сведений либо устанавливают слишком короткий срок для их сбора и представления;
- клиентов информируют о введении ограничений по инициативе ЦБ РФ или Росфинмониторинга.