ЭЛКОД: Организация переезжает раньше, чем кончается договор аренды: можно ли учесть в расходах оплату аренды за это время и принять НДС к вычету

Организация переезжает раньше, чем кончается договор аренды: можно ли учесть в расходах оплату аренды за это время и принять НДС к вычету

Возможности: по мнению эксперта ФНС, при переезде в новый офис до расторжения договора аренды организация имеет право одновременно учитывать расходы на арендную плату как за новый офис, так и за старый в целях налогообложения прибыли и принятия к вычету НДС.

В Консультации от 06.12.2023 эксперт ФНС России отвечает на вопрос, можно ли принять НДС к вычету и признать обоснованными затратами для налога на прибыль арендные платежи за офис, из которого организация съехала за два месяца до окончания договора аренды, в связи с тем, что расторжение договора аренды экономически неэффективно, так как предусмотренные штрафные санкции выше оставшейся арендной платы.

Эксперт ФНС России приводит мнение Минфина и Конституционного суда РФ по поводу понятия экономической целесообразности при учете  расходов. Как указал КС РФ, налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности организации (абз. 5 п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П).

Указанный подход к оценке обоснованности расходов разделяет Минфин России, согласно позиции которого налогоплательщик осуществляет деятельность самостоятельно на свой риск и вправе сам оценивать ее эффективность и целесообразность (Письмо Минфина России от 20.06.2017 N 03-03-06/1/38489).

Учитывая условия договора аренды, которые могут предусматривать начисление штрафных санкций, расторжение договора досрочно нецелесообразно с точки зрения ведения предпринимательской деятельности, направленной на извлечение прибыли. По мнению эксперта ФНС России, вопрос сохранения договорных арендных отношений относится к сфере усмотрения организации, а не контролирующих органов.

Положения ст. 252 НК РФ не препятствуют организации одновременно учитывать в целях налогообложения прибыли как расходы на аренду нового офиса, так и расходы на аренду прежнего офиса при условии реальности затрат на аренду.

Суммы НДС, предъявленные организации арендодателями офисов, могут быть приняты к вычету при соблюдении условий ст. 169, п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ.

На заметку: как учесть затраты при расчете налога на прибыль, Вы можете прочесть в Готовом решении: Как учитывать операции по договору аренды при расчете налога на прибыль (КонсультантПлюс, 2023).

О важных изменениях в расчете налога на прибыль и НДС расскажет лектор на мероприятии «Годовая отчетность за 2023 год: бухгалтерский и налоговый учет, главные изменения 2024 года» 5 февраля 2024 года.

Читайте подробнее

Еще по этой теме

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»