Как корректно отразить в учете нотариальные расходы?
Главное
Для налога на прибыль и при УСН стоимость услуг нотариуса включайте в расходы.
Если нотариальные услуги оплачивает подотчетник, он должен приложить к авансовому отчету документ, выданный нотариусом.
Бухучет нотариальных услуг:
Д 20 (08, 25, 26, 44, 91.02) - К 76 – Учтены нотариальные расходы
Д 76 (68) - К 71 (51) – Оплачены нотариальные расходы
Обоснование
Налоговый учет. Расходы на оплату услуг нотариуса включайте в прочие расходы в пределах установленных тарифов (пп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Если вы оплатили нотариусу услуги правового или технического характера, то такие расходы вы можете включить в прочие расходы в полной сумме.
В зависимости от вида услуги правового или технического характера отражаются как расходы на юридические и информационные услуги либо как расходы на консультационные и иные аналогичные услуги (пп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина России от 26.08.2013 N 03-03-06/2/34843).
Расходы на услуги нотариуса учитываются:
• при методе начисления - на дату составления документа, который служит основанием для расчета (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, Письмо Минфина России от 12.07.2017 N 03-03-06/1/44099);
• при кассовом методе - после фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).
Расходы на услуги нотариуса должны быть документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Бухгалтерский учет. Стоимость нотариальных услуг может складываться из следующих платежей (ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате):
• госпошлины;
• нотариального тарифа;
• платы за оказание услуг правового и технического характера.
В бухгалтерском учете стоимость услуг нотариуса и суммы возмещаемых ему расходов включайте:
• в стоимость активов, если услуги нотариуса связаны с их приобретением (например, если нотариально заверяете договор на приобретение актива и (или) через нотариуса регистрируете переход права собственности на актив) (п. 23 Положения N 34н);
• в расходы по обычным видам деятельности, если услуги нотариуса связаны с обычной деятельностью организации (п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Поступайте так, например, если обращаетесь к нотариусу в связи с получением в аренду имущества (для составления договора, передачи его на госрегистрацию и т.п.);
• в прочие расходы, если услуги нотариуса не связаны с обычной деятельностью организации или приобретением активов (например, если оформляете доверенность для суда или обратились за удостоверением договора о залоге для получения кредита) (п. 11 ПБУ 10/99).
Проводки могут быть следующие:
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Уплачена государственная пошлина |
(50, |
|
Оплачены услуги нотариуса и (или) возмещены расходы нотариуса, связанные с совершением нотариальных действий |
(50, |
|
Признаны затраты в виде оплаты услуг нотариуса и возмещения ему расходов, понесенных в связи с совершением нотариальных действий |
(44, 08, и др.) |
В Приложении к ответу Вы найдете: