Термин «сторителлинг» можно перевести на русский как "рассказывание историй". Потенциал историй можно и нужно использовать и в менеджменте.
Например, при построении и внедрении корпоративной культуры красочные рассказы о жизни и достижениях отдельных сотрудников производят большой эмоциональный отклик и запоминаются. В крупных компаниях, заботящихся о воспитании сотрудников, есть свои музеи, куда время от времени приглашают пенсионеров, которые рассказывают о том, как они работали в трудные военные или послевоенные годы.
В обучении приемы сторителлинга используются бизнес-тренерами и преподавателями, чтобы подчеркнуть ту или иную мысль, взглянуть на нее под другим углом. Истории воздействуют одновременно на эмоциональную и рациональную стороны человека. И конечно, в рассказах заложен огромный мотивационный ресурс. Поэтому менеджеру по персоналу и руководителям всех уровней необходимо осваивать приемы сторителлинга.
Рассказывать истории необходимо для:
- продвижения имени;
- привлечения ресурсов;
- психотерапевтических целей.
Выделяют шесть типов сюжета в зависимости от цели:
1) истории типа "кто я?"
2) истории, объясняющие, "зачем я здесь";
3) истории "о видении";
4) поучительные истории;
5) истории, демонстрирующие "ценности в действии";
6) истории, говорящие о том, что "я знаю, о чем вы думаете".
Автор статьи подробно останавливается на том, как составить хороший рассказ. Не имеет значения, какую основу вы используете - факты из своей или чужой биографии, "сказки", или даже придумываете историю на ходу. Главное - следовать определенным правилам.
Для использования стротеллинга в своей работе рекомендуется:
- составить список рабочих ситуаций, в которых уместно использование историй;
- подобрать заранее истории для каждой из ситуаций;
- ежедневно применять хотя бы одну историю в день.