Минфин России в Письме от 15.01.2020 N 03-02-08/1322 напоминает последовательность действий налогового органа при выявлении ошибок, противоречий и несоответствий в ходе камеральной проверки.
Так, при обнаружении ошибок налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Если после рассмотрения пояснений налогоплательщика либо при их отсутствии инспекция установит налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах и сборах, то она обязана составить акт проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ.
Минфин отмечает, что запросить пояснения перед составлением акта обязанность, а не право налогового органа. В подкрепление своей позиции Минфин приводит ссылки на судебную практику:
- Согласно позиции КС РФ, выраженной в Определении от 12.07.2006 N 267-О, налоговый орган обязан информировать налогоплательщика об ошибках при заполнении документов и требовать представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
- В соответствии с правовой позицией АС Северо-Западного округа, выраженной в Постановлении от 06.04.2018 N Ф07-2316/2018 налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более при обнаружении признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правом истребовать у налогоплательщика необходимую информацию. Направленность и смысл такой процедуры, предусмотренной п. 3 ст. 88 НК РФ, состоит в том, что она является одним из предусмотренных НК РФ механизмов урегулирования потенциально возникающего налогового спора. Требование представить пояснения являются не только правом, но и обязательной для налоговых органов процедурой перед составлением акта камеральной налоговой проверки.
- В Определении от 26.07.2018 N 307-КГ18-10196 ВС РФ подтвердил, что полномочия истребовать необходимую информацию у налогоплательщика, осуществляются в интересах последнего.
Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс