ЭЛКОД: С 30 августа 2020 года действует обновленный единый порядок направления и получения налоговых документов в электронном виде

С 30 августа 2020 года действует обновленный единый порядок направления и получения налоговых документов в электронном виде

Риски: проверять поступление электронных документов нужно не реже раза в сутки. Возможности: направлять электронные документы можно в формате отсканированного бумажного документа с сохранением его реквизитов по формату ФНС.

Приказом ФНС России от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@ утвержден Порядок направления и получения документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, а также представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по ТКС.

В связи с этим, утратил силу ряд нормативных правовых актов, которые ранее устанавливали порядок представления тех или иных документов в электронном виде, например: порядок передачи акта совместной сверки расчетов; порядок направления требования о представлении документов; порядок представления заявлений, уведомлений и запросов в налоговые органы и другие.

Новый Порядок определяет общие положения организации электронного взаимодействия по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - УКЭП):

  • при направлении и получении документов, предусмотренных НК РФ, а также при направлении уведомления в случае неправильного заполнения резидентом отчета о движении средств по счетам в зарубежных банках;
  • при представлении документов по требованиям налоговых органов;
  • при подаче в налоговые органы - сообщения об участии в российских организациях; сообщения о создании обособленного подразделения; сообщения о наличии у физлица неучтенного в уведомлении объекта налогообложения; сообщения о наделении ОП полномочиями по начислению выплат физлицам; уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях; согласие на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну;  уведомления о контролируемых сделках и многих других документов.

Порядком установлено следующее:

- В процессе электронного взаимодействия используются технологические электронные документы по утвержденным форматам: 1) подтверждение даты отправки; 2) квитанция о приеме; 3) уведомление об отказе в приеме; 4) извещение о получении; 5) информационное сообщение о представительстве в налоговых отношениях.

- Участники электронного взаимодействия (к ним относятся и налогоплательщики) должны обеспечить хранение всех отправленных и принятых документов и технологических электронных документов (за исключением извещения о получении) с УКЭП и квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи.

- Участники электронного взаимодействия не реже одного раза в сутки должны проверять поступление документов.

- Направление документов в электронной форме по ТКС осуществляется в зашифрованном виде.

- Датой направления документа в электронной форме по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки документа.

- При получении участником электронного взаимодействия квитанции о приеме документа датой его получения считается дата принятия, указанная в квитанции.

В Порядке подробно описан и сам процесс направления документа в электронном виде, отметим в нем следующее:

- Налогоплательщик направляет документ либо по формату ФНС, либо путем сканирования документа на бумаге с сохранением его реквизитов по формату, утвержденному ФНС. 

- Квитанцию о приеме документа получатель направляет отправителю по ТКС в течение 6 рабочих дней со дня отправки документа отправителем. Если отправитель не получил от получателя квитанцию о приеме, он направляет получателю документ на бумажном носителе, за исключением установленных случаев.

- Основания для отказа в приеме получателем документа: ошибочное направление получателю; отсутствие (несоответствие) УКЭП отправителя; направление документа не по утвержденному формату.

Порядок вступает в силу с 30 августа 2020 года.

Читайте подробнее