Приказом Минтранса России от 11.09.2020 N 368 установлены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Данный Приказ будет действовать в период с 1 января 2021 года по 1 января 2027 года.
С начала 2021 года утратит силу Приказ Минтранса России от 18.09.2008 N 152, которым ранее были установлены требования к оформлению путевых листов.
По сравнению с прежними требованиями изменилось следующее.
- В части обязательных реквизитов путевого листа
– в путевом листе появился новый обязательный реквизит – сведения о перевозке, который включает информацию о видах сообщения и видах перевозок;
– сведения о транспортном средстве должны включать не только его тип и модель, но и марку. Если ТС используется с прицепом (полуприцепом), то нужно указывать его марку, модель и регистрационный номер;
– показания одометра теперь нужно указывать также при заезде транспортного средства на парковку по окончании смены (рабочего дня);
– появилось требование указывать дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска транспортного средства на линию и его возвращения. Ранее эти временные показатели заполнялись в отношении выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку.
- В части порядка заполнения путевого листа
– установлено, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, эксплуатируемое юрлицом или ИП. Ранее было указано, что путевой лист нужно оформлять на каждое ТС, используемое для перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;
– помимо даты и времени проведения предрейсового и послерейсового медосмотра водителя, которые проставляются медработником и заверяются его подписью, фамилией и инициалами, медработнику нужно будет:
– по результатам прохождения предрейсового медосмотра на путевом листе проставить отметку «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
– по результатам прохождения послерейсового медосмотра – отметку «прошел послерейсовый медицинский осмотр»;
– должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию ТС, должно, как и раньше, поставить дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС, а помимо этого – дату и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения и отметку «выпуск на линию разрешен» и заверить своей подписью с указанием фамилии и инициалов;
– введены требования к ведению журнала регистрации путевых листов (далее – журнал). Журнал ведется на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, и/или на электронном носителе. При ведении журнала в электронной форме предусматривается обязательная возможность печати страниц журнала на бумажном носителе. Также при ведении электронного журнала внесенные в него сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью;
– из порядка исчезло требование о хранении оформленных путевых листов в течение пяти лет.
На заметку: формы путевых листов, обязательной к применению, нет. Можно разработать бланки самостоятельно или взять за основу унифицированные формы, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. В путевом листе должны быть обязательные реквизиты, установленные несколькими нормативными актами:
Во-первых, для допуска транспортного средства к эксплуатации (ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ) должны быть указаны реквизиты установленные:
– до 1 января 2021 года – Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152;
– с 1 января 2021 года по 1 января 2027 года – Приказом Минтранса России от 11.09.2020 N 368.
Во-вторых, для отражения в учете путевого листа как первичного документа, необходимо соблюсти требования ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.