Роспотребнадзор дал разъяснения, касающиеся особенностей применения click-wrap-соглашений при заключении с потребителями дистанционных договоров. Согласно Информации от 06.11.2020 года ведомство придерживается позиции, что при рассмотрении споров о добросовестности используемых продавцами и исполнителями приемов и техник заключения click-wrap-соглашений само по себе наличие подписи под указанными условиями или так называемой «галочки» под отдельными элементами соглашения (о приобретении дополнительных услуг) не свидетельствует о том, что данная подпись была получена в порядке свободного волеизъявления и о наличии у потребителя возможности отказаться от данного условия.
Роспотребнадзор также определил обстоятельства, которые могут свидетельствовать о том, что согласие потребителя было явно и осознанно выраженным:
– потребителем получена полная и достоверная информация о товаре (услуге). Т.е. к элементам волеизъявления потребителя (в т.ч. отметки о согласии под отдельными условиями («галочки»)) прилагается текст с описанием ключевых потребительских свойств приобретаемой услуги, и потребитель без дополнительных переходов по ссылкам и документам может сформировать безошибочное представление о полезности приобретаемой услуги (товара) и условиях ее (его) приобретения;
– в веб-форме или программном обеспечении отсутствуют заранее проставленные отметки («галочки»), которые сами по себе порождают возникновение юридически значимых последствий. В гражданском праве молчание не является формой согласия, поэтому, если продавец или исполнитель рассчитывает на то, что невнимательность клиента приведет к приобретению им дополнительных услуг, несению дополнительных расходов или отказу от каких-либо прав, это может рассматриваться как недобросовестное поведение и ненадлежащая практика, недопустимые по смыслу ст. 10 ГК РФ.
Потребителям, которые были лишены возможности отказа от оплаты ненужных опций, рекомендуется обращаться к виновному лицу (исполнителю услуг) с претензией, а в случае если вопрос не будет разрешен – в территориальные органы Роспотребнадзора.
Ведомство также обращает внимание на тот факт, что навязывание дополнительных услуг запрещено, в противном случае такие действия могут быть основанием для проведения административного расследования, а в случае получения массовых жалоб – предметом группового иска со стороны Роспотребнадзора в защиту группы пострадавших потребителей.
Читайте подробнее