ЭЛКОД: Роспотребнадзор разъяснил, когда согласие потребителя при дистанционном заключении договора может считаться явно и осознанно выраженным

Роспотребнадзор разъяснил, когда согласие потребителя при дистанционном заключении договора может считаться явно и осознанно выраженным

Риски: проставление «галочки» под отдельными элементами соглашения продавца с потребителем не свидетельствует о том, что подпись была получена в порядке свободного волеизъявления.

Роспотребнадзор дал разъяснения, касающиеся особенностей применения click-wrap-соглашений при заключении с потребителями дистанционных договоров. Согласно Информации от 06.11.2020 года ведомство придерживается позиции, что при рассмотрении споров о добросовестности используемых продавцами и исполнителями приемов и техник заключения click-wrap-соглашений само по себе наличие подписи под указанными условиями или так называемой «галочки» под отдельными элементами соглашения (о приобретении дополнительных услуг) не свидетельствует о том, что данная подпись была получена в порядке свободного волеизъявления и о наличии у потребителя возможности отказаться от данного условия.

Роспотребнадзор также определил обстоятельства, которые могут свидетельствовать о том, что согласие потребителя было явно и осознанно выраженным:

потребителем получена полная и достоверная информация о товаре (услуге). Т.е. к элементам волеизъявления потребителя (в т.ч. отметки о согласии под отдельными условиями («галочки»)) прилагается текст с описанием ключевых потребительских свойств приобретаемой услуги, и потребитель без дополнительных переходов по ссылкам и документам может сформировать безошибочное представление о полезности приобретаемой услуги (товара) и условиях ее (его) приобретения;

в веб-форме или программном обеспечении отсутствуют заранее проставленные отметки («галочки»), которые сами по себе порождают возникновение юридически значимых последствий. В гражданском праве молчание не является формой согласия, поэтому, если продавец или исполнитель рассчитывает на то, что невнимательность клиента приведет к приобретению им дополнительных услуг, несению дополнительных расходов или отказу от каких-либо прав, это может рассматриваться как недобросовестное поведение и ненадлежащая практика, недопустимые по смыслу ст. 10 ГК РФ.

Потребителям, которые были лишены возможности отказа от оплаты ненужных опций, рекомендуется  обращаться к виновному лицу (исполнителю услуг) с претензией, а в случае если вопрос не будет разрешен в территориальные органы Роспотребнадзора.

Ведомство также обращает внимание на тот факт, что навязывание дополнительных услуг запрещено, в противном случае такие действия могут быть основанием для проведения административного расследования, а в случае получения массовых жалоб предметом группового иска со стороны Роспотребнадзора в защиту группы пострадавших потребителей.

Читайте подробнее

Записи мероприятий

Подборки

Справочная информация

Библиотека

Гид по разделу «Образование»