Постановлением Правительства РФ от 21.11.2018 N 1398 утверждены Правила организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля.
Данные Правила определяют порядок принятия решения о проведении контрольной закупки либо внеплановой проверки, а также особенности и порядок проведения контрольной закупки.
Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых и в установленных федеральными законами случаях по тем же основаниям, что и при проведении внеплановых выездных проверок (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Проверки коснутся только компаний и ИП, которые занимаются розничной торговлей, оказанием услуг потребителям и выполнением для них работ.
Обращаем внимание, на то, что контрольная закупка будет осуществляться только в том случае, если иначе невозможно оценить соблюдение требований, установленных законодательством, при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг потребителям. В иных случаях проводится внеплановая проверка.
Среди прочего в Постановлении установлены:
- порядок принятия решения о проведении контрольной закупки;
- требования к содержанию приказа о проведении контрольной закупки;
- особенности проведения контрольной закупки с использованием наличных денежных средств или безналичных расчетов;
- порядок проведения контрольной закупки;
- сроки составления акта по результатам проведения контрольной закупки;
- требования к содержанию акта по результатам контрольной закупки.
С момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 21.11.2018 N 1398, то есть с 1 декабря 2018 года - контрольную закупку смогут проводить сотрудники:
- Роспотребнадзора при проверках в сфере защиты прав потребителей и при санитарно-эпидемиологическом надзоре;
- Росалкогольрегулирования и региональных органов контроля за алкогольным рынком.
В дальнейшем сфер контроля, в рамках которых допускаются контрольные закупки, может стать больше.
Проверяющие должны будут записывать закупку на видео либо привлекать к ее проведению двух свидетелей. Сразу после контрольной закупки проверяющий обязан объявить, что это была контрольная закупка и предъявить приказ о ее проведении и служебное удостоверение (копию приказа передают проверяемому).
Результаты проверки оформят актом, в котором проверяемый может указать свои претензии к проведенной проверке.
При дистанционной проверке о состоявшейся закупке объявят, направив копию приказа о ее проведении и акт в срок — не позже следующего рабочего дня после даты проведения контрольной закупки.
На заметку: подробнее о том, на что обратить внимание при обжаловании закупки читайте в Обзоре "Правительство опубликовало правила новых контрольных закупок: что нужно знать бизнесу".
Отметим также, что Постановлением Правительства РФ от 21.1 1.2018 N 1399 установлено, что в единый ежегодный реестр проверок будет включаться информация о контрольной закупке. Напомним, этот реестр есть на сайте Генпрокуратуры.