Франчайзинг в последнее время набирает обороты и завоевывает всё большую популярность, особенно в среде малого и среднего бизнеса. И это положительная тенденция, так как считается, что уровень развития франчайзинговых отношений в бизнесе является одним из показателей уровня развития экономики в целом.
В представленной статье мы разберем, что из себя представляет договор франчайзинга (коммерческой концессии), каковы его существенные условия, рассмотрим обязанности сторон.
В соответствии с п. 1 ст. 1027 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие, предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
В мировой практике наибольшее распространение приобрел термин «франчайзинг», «договор франчайзинга», под которым подразумевается смешанная форма предпринимательства, при которой одни компании (франчайзеры) заключают договор с другими компаниями (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом франчайзи обязан осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной франчайзером, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь, франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе.
В ходе анализа содержания договоров франчайзинга и коммерческой концессии можно сделать вывод, что данные правовые конструкции являются идентичными. При этом в практике российского предпринимательства чаще всего употребляется термин «договор франчайзинга», который регулируется положениями гл. 54 ГК РФ «Коммерческая концессия».
В данной статье мы будем употреблять понятия «коммерческая концессия» и «франчайзинг» как идентичные.
Перейдем к рассмотрению существенных условий договора коммерческой концессии, без согласования которых договор является недействительным. Данные условия должны быть обязательно прописаны в тексте договора между сторонами.
Первым существенным условием франчайзинга является предмет договора, то есть, согласно п. 1 ст. 1027 ГК РФ, предоставление права использовать комплекс исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). При этом существенным является объем передаваемых прав.
Договор коммерческой концессии может предусматривать использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя:
В последнем случае, если стороны пришли к соглашению, что франшиза может использоваться франчайзи в любых регионах Российской Федерации, то в договоре необходимо сделать отметку, что, например, «пользователь вправе использовать комплекс исключительных прав на всей территории РФ».
Если из договора не будет явствовать, какой именно объем исключительных прав передается франчайзи, то договор будет признан судом незаключенным со всеми вытекающими для сторон негативными последствиями (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2012 № 09АП-23364/2012-ГК по делу № А40-105978/11-134-333).
Вторым существенным условием договора коммерческой концессии является условие о вознаграждении, то есть цена договора. Здесь необходимо отметить, что договор франчайзинга является исключительно возмездным договором. Обусловлено это в первую очередь субъектным составом складывающихся договорных отношений. В соответствии с п. 3 ст. 1027 ГК РФ сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. А, как известно, сделки, совершаемые коммерческими субъектами (будь то коммерческие организации или индивидуальные предприниматели), должны носить возмездный характер.
На практике это означает, что если коммерческая организация, например, хочет использовать имя гражданина в своем наименовании, то с таким гражданином не может быть заключен договор коммерческой концессии, даже если он и будет возмездным. В данном случае между сторонами будет заключен договор, который не предусмотрен гражданским законодательством России, что, тем не менее, не лишает его легитимности.
Согласно ст. 1030 ГК РФ вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором. Таким образом, стороны в договоре франчайзинга вправе установить любые не противоречащие закону способы выплаты вознаграждения франчайзеру.
На практике вознаграждение чаще всего устанавливается в форме паушального взноса (единовременного разового платежа) и роялти (периодических отчислений, которые могут иметь фиксированный характер или быть привязаны к объему товарооборота). Также зачастую на практике применяется схема, в соответствии с которой вознаграждение франчайзеру устанавливается в виде наценки на оптовую цену товаров, передаваемых франчайзи для перепродажи. Например, франчайзи, открывший ресторан по франшизе, обязуется по договору делать оптовые закупки определенной продукции только у франчайзера. И в данном случае в оптовую цену закупки продукции уже включено вознаграждение франчайзера.
Также вознаграждение по договору коммерческой концессии может носить комплексный характер, то есть предусматривать, например, уплату паушального взноса, уплату роялти, а также включать в себя наценку на оптовую цену товаров, закупаемых франчайзи.
Рассмотрим форму договора коммерческой концессии.
В соответствии с п. 1 ст. 1028 ГК РФ договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным.
Обратите внимание:
предоставление права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в Роспатенте. При несоблюдении требования о государственной регистрации предоставление права использования считается несостоявшимся.
Отметим, что до 01.10.2014 подлежал государственной регистрации в Роспатенте сам договор коммерческой концессии. С 01.10.2014 (после вступления в силу изменений в ГК РФ, внесенных Федеральным законом от 12.03.2014 № 35-ФЗ) подлежит государственной регистрации само предоставление права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии.
Государственную регистрацию предоставления права использования комплекса исключительных прав по договору коммерческой концессии обеспечивает правообладатель, если иное не предусмотрено договором (абз. 2 п. 2 ст. 1031 ГК РФ). Таким образом, невыполнение требований о государственной регистрации предоставления права использования может сейчас трактоваться как неисполнение правообладателем обязанности по договору и являться основанием для предъявления требования об исполнении им этой обязанности.
Изменение договора коммерческой концессии также подлежит государственной регистрации в Роспатенте.
Перейдем к рассмотрению содержания договора франчайзинга, а именно – к правам и обязанностям сторон договора.
У франчайзера в любом договоре франчайзинга должны быть предусмотрены две основные обязанности:
Если в договоре коммерческой концессии не предусмотрена передача комплекса исключительных прав и сопутствующей необходимой документации, суд может признать данный договор незаключенным со всеми вытекающими из этого последствиями (см., например, решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.12.2014 по делу № А60-31028/2014).
Помимо этого договор франчайзинга может содержать следующие обязанности франчайзера:
Статья 1032 ГК РФ определяет возможные обязанности франчайзи по договору франчайзинга с учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой по франшизе:
Договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены различные ограничения прав сторон по этому договору. Исключение составляет условие договора, предусматривающее обязательство франчайзи продавать товары исключительно покупателям, имеющим место жительства на определенной договором территории. Подобное условие будет являться ничтожным.
Также обратите внимание, что ограничительные условия могут быть признаны недействительными по требованию ФАС России, если эти условия с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.
Желаем вам удачи!