Договор транспортной экспедиции

Понятие, форма и существенные условия договора

Согласно ст. 801 ГК РФ договор транспортной экспедиции – это соглашение сторон, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Существенным условием договора является его предмет, а именно – конкретный вид (виды) оказываемой услуги, связанной с перевозкой груза, которую экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение.

В частности, договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены такие обязанности экспедитора, как:

Договором может быть предусмотрено и осуществление дополнительных услуг, необходимых для доставки груза (например, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка и др. – см. абз. 3 ст. 801 ГК РФ).

В силу части 1 ст. 802 ГК РФ договор транспортной экспедиции должен быть заключен в письменной форме. Кроме того, клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (п. 2 ст. 802 ГК РФ).

Стоит отметить, что экспедиторская деятельность не предусматривает осуществление экспедитором непосредственно перевозки груза, в его компетенцию входит исключительно организация перевозки, заключение договора на перевозку груза и обеспечение его отправки (получения). В случае если экспедитор выступает одновременно и перевозчиком, то его деятельность регламентируется как положениями гл. 41 ГК РФ, так и положениями гл. 40.

Важно:
если в договоре не установлено, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, то он вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Однако возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора (ст. 805 ГК РФ).

Хотелось бы обратить внимание, что в исключение из общего правила недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательств, зафиксированного в ст. 310 ГК РФ, ст. 806 ГК РФ предоставляет сторонам такую возможность. Однако при одностороннем отказе сторона, заявившая о нем, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере десяти процентов суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат (часть 5 ст. 6 Закона).

Экспедиторские документы

Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции (п. 7 Правил). К ним относятся: поручение экспедитору, которым определяются перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора, экспедиторская расписка, подтверждающая факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя, и складская расписка, подтверждающая факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение (п. 5 Правил).

Формы экспедиторских документов и порядок их заполнения утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2008 № 23.

Важно:
при заполнении поручения экспедитору в строке 18 следует указать стоимость груза, так как это существенно упростит взыскание ущерба в случае утраты, порчи или недостачи груза.

Несмотря на то, что перечисленные экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора, их отсутствие не является безусловным доказательством его незаключения или неоказания экспедиторских услуг (конечно, при наличии других подтверждающих документов, оформленных надлежащим образом).

Так, в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2014 № 15АП-1635/2014 указывается, что отправка экспедитору заявки и передача груза водителю, которого направил экспедитор, уже свидетельствуют о заключении договора транспортной экспедиции (однако Первый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 26.01.2015 по делу № А43-1101/2014 сделал вывод об отсутствии отношений транспортной экспедиции в аналогичной ситуации).

В любом случае при наличии подтверждающих документов (например, заявки, товарнотранспортной накладной) даже если оказанные услуги не будут признаны судом экспедиторскими, факт заключения сделки налицо. А в соответствии с общими положениями ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (часть 1 ст. 393 ГК РФ), при этом их размер определяется в соответствии с правилами, установленными ст. 15 ГК РФ.

Приведем пример из судебной практики. Индивидуальный предприниматель обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО «Век» о взыскании задолженности в размере 320 000 рублей, образовавшейся в результате ненадлежащего исполнения обязательств оплаты услуг, оказанных по договорамзаявкам на перевозку грузов.

Суд удовлетворил требования истца, указав, что, несмотря на то, что в соответствии с п. 7 Правил экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции, согласно п. 6 Правил, в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в п. 5 Правил; основанием для оплаты экспедиционных услуг является факт их оказания клиенту (подробнее – см. постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 № 10АП-537/ 2015 по делу № А41-78534/14).

Страхование груза

Если груз представляет большую ценность, то, конечно, желательно его страхование, кроме того, в договоре это может быть предусмотрено и в качестве обязательного условия. При этом возникает вопрос: кто должен страховать груз – экспедитор или клиент? Частью 5 ст. 4 Закона предусмотрено, что экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

В случае возложения обязанности по страхованию на экспедитора возникает другой вопрос: будут ли компенсированы ему соответствующие затраты?

Возможны два варианта. Первый: затраты по имущественному страхованию могут быть включены в состав общих расходов экспедитора, связанных с исполнением договора. Соответственно, второй – не включение затрат на страхование в состав общих расходов, а отдельное их возмещение экспедитору клиентом.

Ответственность экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение груза

Ответственность экспедитора перед клиентом урегулирована в ст. 803 ГК РФ и гл. 3 Закона.

Так, в ст. 7 Закона установлено, что экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Размер ответственности исчисляется по следующим правилам:

  1. за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, – в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
  2. за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, – в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
  3. за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, – в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере объявленной ценности;
  4. за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, – в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере его действительной стоимости.

Важно:
ответственность экспедитора, также как и ответственность перевозчика по общему правилу является ограниченной, однако в силу части 4 ст. 7 Закона в случае утраты, недостачи или порчи груза по вине экспедитора клиент вправе требовать возмещения помимо реального ущерба и упущенной выгоды.

Так, предприниматель Г. обратился в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу «ЖелДорЭкспедицияЧелябинск» о взыскании убытков в виде стоимости поврежденного печатного станка, процентов за пользование чужими денежными средствами, упущенной выгоды и судебных расходов по оплате услуг представителя.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично. С общества «ЖелДорЭкспедиция» в пользу предпринимателя взысканы убытки и 194 000 рублей упущенной выгоды. Упущенная выгода была взыскана на основании того факта, что между истцом и предпринимателем А. заключен договор подряда, согласно п. 1.1 которого истец принял на себя обязательства изготовить своими силами и средствами рекламный материал, а заказчик обязан оплатить работу. Стоимость работ по договору составляла 194 000 рублей. В связи с неисполнением договора подряда по причине отсутствия оборудования сторонами договора было подписано соглашение о его расторжении (подробнее см. постановление ФАС Уральского округа от 18.10.2013 № Ф09-10070/13 по делу № А76-64/2013).

Следующий аспект, на который клиенту следует обращать внимание, – возвратить ранее уплаченное экспедитору вознаграждение в силу части 3 ст. 7 Закона можно только в том случае, если это установлено в договоре транспортной экспедиции.

Как уже отмечалось, важно указывать в экспедиторских документах стоимость груза, так как в случае ее неуказания она определяется из действительной (документально подтвержденной) стоимости. При этом действительная стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии – исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения (часть 6 ст. 7 Закона).

Особые проблемы с определением стоимости утраченного груза или невозможность ее определения могут быть вызваны тем обстоятельством, что в документах, имеющихся у клиента, указано только родовое наименование груза без его точного описания (например, «оборудование», «оргтехника»). В таких ситуациях суд может отказать во взыскании ущерба или существенно снизить ту сумму, на которую мог рассчитывать грузоотправитель (см., например, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.11.2014 по делу № А56-69896/2013, постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.04.2013 по делу № А56-11553/2012).

В заключение хотелось бы отметить, что Законом в части 1 ст. 12 установлен обязательный претензионный порядок урегулирования спора, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности (срок, в течение которого можно предъявить претензию, – 6 месяцев). Также важно помнить, что в отношении экспедиторской деятельности установлен сокращенный срок исковой давности – 1 год (ст. 13 Закона).