Как правило, ни один акт налоговой проверки, ни одно решение суда не обходятся без упоминания той самой необоснованной налоговой выгоды, которая, по мнению налоговых органов, наносит ущерб бюджету. А ведь введено это понятие было уже более 11 лет назад — постановлением Высшего Арбитражного Суда от 12.10.2006 № 53. Высший Арбитражный Суд с тех пор канул в лету, объединившись с Верховным Судом, а выработанная им концепция всё еще жива.
Итак, уважаемые читатели, встречайте: с августа 2017 года вступили в силу положения ст. 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов», закрепившие на законодательном уровне концепцию необоснованной налоговой выгоды.
Статья содержит признаки добросовестности, при наличии которых налогоплательщик может уменьшить налог к уплате. Впервые в НК РФ сформулированы условия, которым должны отвечать операции налогоплательщика, для того чтобы он мог правомерно пользоваться возможностью уменьшить налоговую базу или сумму налога.
Если говорить кратко, то концепция в рамках ст. 54.1 НК РФ предусматривает следующие ограничения:
При этом то, что подразумевают эти положения новой статьи, нам разъясняет ФНС РФ. После принятия указанных поправок ФНС РФ издала первое письмо о порядке применения новых норм. См.:
Письмо ФНС России от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@ «О применении норм Федерального закона от 18.07.2017 № 163-ФЗ ’’О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации’’»
В конце октября ФНС РФ выпустила еще одно рекомендательное письмо, дополнительно разъясняющее некоторые аспекты нового регулирования, отметив при этом, что это не кодификация старых правил знаменитого постановления ВАС РФ № 53, а новый подход к проблеме налоговых злоупотреблений. См.:
Письмо ФНС России от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@ «О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации»
Во втором письме обозначены следующие цели и принципы использования нового подхода:
Итак, коллеги, в нашем сюжете обозначим ключевые моменты порядка применения новой нормы НК РФ и с помощью ФНС РФ ответим на интересующие вас вопросы.
Постановление ВАС РФ № 53 или ст. 54.1?
ФНС РФ указала, что ст. 54.1 применяется в отношении деклараций, поданных после дня ее вступления в силу (т.е. после 19 августа 2017 года), а также выездных проверок, решение о назначении которых принято после этой даты. При этом принципы, заложенные в постановлении ВАС РФ № 53, с этой даты уже не применяются.
Таким образом, ФНС РФ рассматривает ст. 54.1 и постановление ВАС РФ № 53 не как дополняющие друг друга источники права, а как правила, применяемые к разным периодам.
Поэтому в актах налоговых проверок устоявшиеся словосочетания «налоговая выгода» и «должная осмотрительность» мы уже не увидим.
Что является «искажением сведений»?
Напомним: п. 1 ст. 54.1 НК РФ предусмотрен запрет уменьшения налогоплательщиком налоговой базы или суммы налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения.
Целями такого искажения могут быть:
В письме указано, что речь идет об умышленных действиях и о сознательном искажении. При отсутствии доказательств такого умысла у налогоплательщика методологическая (правовая) ошибка сама по себе не может признаваться искажением сведений.
В качестве примеров «искажения» ФНС РФ привела:
К числу способов «искажения» сведений об объектах налогообложения могут быть отнесены, например:
Какие обстоятельства подлежат обязательному доказыванию налоговиками?
В письме отмечается, что для целей применения п. 1 ст. 54.1 НК РФ налоговые органы должны доказать совокупность следующих обстоятельств:
Налоговики должны доказать, что сделка не имеет какого-либо разумного объяснения с позиции хозяйственной необходимости ее заключения и совершения. Так что, коллеги, готовим веские обоснования и подробную аргументацию деловой цели заключения своих сделок для предъявления их в ходе проверок налоговикам.
Почему делается акцент на умышленные действия и сознательное искажение?
Статья 122 НК РФ рассматривает умышленную форму вины как отягчающее обстоятельство. В результате штраф вместо обычных сейчас 20% от суммы неуплаченного налога может вырасти до 40%.
Об умышленных действиях налогоплательщика могут свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности участников, вовлеченных в налоговую схему.
Вместе с тем при выявлении таких фактов налоговый орган должен учитывать, что обстоятельства подконтрольности сами по себе не могут служить основанием для вывода об умышленном характере действий налогоплательщика.
При взаимодействии налогоплательщика с формально независимыми лицами в ряде случаев об умышленности действий могут говорить, например, такие обстоятельства:
Бремя доказывания умысла налогоплательщика ложится на налоговые органы, при этом ФНС РФ говорит о необходимости доказывать сознательные, намеренные, умышленные действия по искажению фактов, направленные на то, чтобы заплатить меньше налогов.
Важно отметить, что незадолго до вступления в силу ст. 54.1 ФНС РФ и Следственный комитет РФ (далее — СК РФ) разработали методические рекомендации об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налогов (далее — Методические рекомендации).
Эти рекомендации были направлены в налоговые инспекции для применения при проведении налоговых проверок. Целью Методических рекомендаций ФНС РФ и СК РФ является повышение эффективности работы налоговых органов по выявлению и доказыванию случаев именно умышленного уклонения от уплаты налогов. См.:
Письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)»
Заметим, что тем налогоплательщикам, которые ожидают в ближайшее время выездную налоговую проверку, будет весьма полезно ознакомиться с этими Методическими рекомендациями. В них налоговым органам предложен подробный алгоритм действий по выявлению фактов, свидетельствующих об умышленной неуплате налогов, описаны распространенные схемы уклонения от уплаты налогов, а также даны развернутые указания, как выявлять эти схемы и собирать доказательства их применения (п. 13 Методических рекомендаций).
Кроме того, с их помощью можно потренировать руководителя и сотрудников организации отвечать на вопросы налоговиков. Так, в Приложении к Методическим рекомендациям имеется перечень вопросов, которые задают сотрудникам организации на допросе в налоговом органе при доказывании схем. Всего их (наводящих, позволяющих прояснить ситуацию и установить виновных должностных лиц) около сорока, например: когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности? кто занимается подбором поставщиков? как происходит поиск контрагентов? и т.д.
Когда налогоплательщику можно учесть вычеты и расходы?
Далее ФНС РФ рассмотрела п. 2 ст. 54.1 НК РФ.
Во-первых, сделка должна пройти тест на бизнес-цель. Тест не пройдут сделки, если налоговым органом будет доказано, что они не свойственны предпринимательскому обороту, совершены не в своем интересе и т.д. ФНС РФ указывает, что основной целью сделки должна быть конкретная разумная деловая цель, а не налоговая экономия. Здесь ФНС РФ привела пример — присоединение компании с накопленным убытком без актива при отсутствии экономического обоснования.
Во-вторых, сделка должна быть исполнена лицами, указанными в первичных документах. Хотелось бы обратить внимание на эту часть разъяснений. Если договор будет исполнен субподрядчиком, не указанным в договоре с подрядчиком, то у налоговиков может возникнуть желание для снятия соответствующего расхода, даже если договор полностью исполнен (работа выполнена). В этой связи мы рекомендуем более внимательно относиться к оформлению договорных отношений с контрагентами в свете подхода ФНС РФ.
Однако, по мнению Минфина России, право налогоплательщика учесть расходы и вычеты по сделке при исполнении ее лицом, не указанным в договоре, не должно быть ограничено в случае выполнения обязательства субподрядчиком. Обязательство субподрядчику должно быть передано в рамках договора с подрядчиком. При этом из разъяснений не ясно, достаточно ли договора субподряда. См.:
Письмо Минфина России от 20.10.2017 № 03-03-06/1/68944 «О пределах осуществления прав по исчислению налоговой базы по налогу на прибыль и НДС»
В целях перестраховки рекомендуется указывать субподрядчиков в основном договоре.
В целях соблюдения налогоплательщиком условия исполнения сделки заявленным контрагентом следует учесть еще одни популярные разъяснения ФНС РФ, вышедшие в марте этого года, которые, можно сказать, «предопределили» появление ст. 54.1 НК РФ. См.:
Письмо ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды»
Сутью данного разъяснения ФНС РФ является то, что при отсутствии доказательств подконтрольности контрагентов налоговый орган обязан:
При этом ФНС РФ отмечает, что недобросовестность контрагентов второго и последующих звеньев сама по себе не может возлагать на налогоплательщика негативные последствия (см. п. 31 Обзора судебной практики № 1 (2017)). Отметим, что этот посыл ФНС РФ имеется также и в первом комментируемом письме ФНС РФ.
В ходе проверок налоговые органы очень часто предъявляют подобные претензии, поскольку сведения стало легко получать с помощью программы АСК НДС-2 (она сама сопоставляет данные об уплате НДС контрагентами).
Итак, в марте ФНС РФ приводит обширный перечень критериев, согласно которым налоговые органы в ходе проверок должны получить ответ на следующий вопрос: достаточно ли мер принял налогоплательщик при проверке контрагента?
Для ответа на этот вопрос приведем основные критерии.
Выбор контрагента. В целях проверки у налогоплательщика запросят: документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбора контрагента; документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения поиска и др.); деловую переписку.
Взаимодействие с руководством контрагента. Налоговые органы обратят внимание на отсутствие личных контактов руководства поставщика и руководства покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров.
Наличие информации о контрагенте. У организации должна быть информация о фактическом адресе контрагента, его складах, производственных и торговых помещениях. Также необходимо предоставить источники получения сведений о контрагенте.
Сравнение контрагента с конкурентами. Проверяющие ознакомятся с ценами на аналогичные товары (работы, услуги) других производителей в данной нише и попросят объяснить, почему выбран именно этот контрагент. Для этого запросят результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов.
Законность деятельности контрагента. У налогоплательщика должны быть выписка по контрагенту из ЕГРЮЛ и копия лицензии (если деятельность лицензируемая) или свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного СРО (если это необходимо).
И вновь, коллеги, вернемся к октябрьскому письму ФНС РФ, детально разъясняющему новую ст. 54.1 НК РФ, для ответа уже на другой вопрос: можно ли налогоплательщику использовать «выгодный» вариант для налогообложения?
Очень важным является вывод в письме ФНС РФ о том, что НК РФ не ограничивает само право налогоплательщиков строить свою деятельность так, чтобы налоговые последствия были минимальными.
Другими словами, проверяя наличие цели, налоговые органы не должны вмешиваться в способ ее достижения. Никто не запрещает налогоплательщику проводить свои хозяйственные операции так, чтобы налоговые последствия были минимальными, однако, как поясняет ФНС РФ, в избранном налогоплательщиком варианте сделки не должен присутствовать признак искусственности, лишенной хозяйственного смысла. ИФНС, в свою очередь, не вправе навязывать налогоплательщику тот или иной вариант построения хозяйственных операций.
Заметим: в сентябре Минфин России тоже напомнил о том, что налогоплательщик вправе самостоятельно и единолично оценивать эффективность и целесообразность своей финансово-хозяйственной деятельности. См.:
Письмо Минфина России от 06.09.2017 № 03-03-06/1/57120 «О признании расходов экономически обоснованными в целях налога на прибыль»
Подобные разъяснения неоднократно излагались в практике судов высших инстанций. См.:
Пункт 3 определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 № 320-О-П, п. 3 определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 № 366-О-П
Таким образом, ФНС РФ, по сути, признала право организаций действовать «выгодным» для них образом, но мы всё же рекомендуем оформлять и хранить документы, оправдывающие сделанный вами выбор, исходя прежде всего из бизнес-соображений.
Идем дальше. В свете аргументации налогоплательщиком своих бизнес-соображений необходимо учитывать, что ФНС РФ в своем письме также отвечает и на еще один вопрос: чего ожидать налогоплательщику при проверках?
ФНС РФ сообщает о следующих механизмах, которые должны применять налоговики в ходе налоговых проверок, чтобы опровергнуть реальность спорной сделки:
Об использовании формального документооборота в целях неправомерного учета расходов и заявления налоговых вычетов могут свидетельствовать факты обналичивания денежных средств проверяемым налогоплательщиком или взаимозависимым (подконтрольным) лицом, а также факты использования таких средств на нужды налогоплательщика, учредителей налогоплательщика, его должностных лиц; использование одних IP-адресов, обнаружение печатей и документации контрагента на территории (в помещении) проверяемого налогоплательщика и др.
Кроме того, ФНС РФ обращает внимание налоговиков на то, что в рамках проведения мероприятий налогового контроля должна учитываться целесообразность применения каждого механизма для сбора информации в отдельности, а не формальное применение полного перечня указанных механизмов.
Что дает ст. 54.1 НК РФ в помощь налогоплательщикам?
Статья выделяет несколько критериев недобросовестности, которые самостоятельно не могут служить основанием для предъявления налоговых претензий (п. 3 ст. 54.1 НК РФ):
Как сообщила ФНС РФ в первом письме, данные критерии закреплены в новой статье НК РФ для того, чтобы исключить возможность предъявления налоговыми органами формальных претензий к налогоплательщикам (см. письмо от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@).
Что должно быть в акте по итогам проверки?
В актах и решениях по результатам налоговых проверок налоговые органы должны указывать обстоятельства, свидетельствующие о возможности влияния проверяемого налогоплательщика (его должностных лиц) на условия и результат экономической деятельности, манипулирования условиями, сроками и порядком осуществления расчетов по сделкам (операциям), искусственного создания условий для использования налоговых преференций.
Таким образом, коллеги, проверяющие обязаны доказать, что сделка совершена только для получения налоговой выгоды, а не для реальной предпринимательской деятельности, т.е. теперь:
В целом, кардинальных изменений новые правила налоговых проверок не принесли, но подход к доказыванию необоснованности налоговой выгоды стал более тщательным. А как это в материалах проверки будет на деле, покажут время и судебная практика.
При этом на практике суды уже сейчас упоминают нововведения налогового законодательства, в связи с чем в рамках нашего сюжета проведем свое маленькое исследование по вопросу о том, каковы сейчас тенденции судебной практики по ст. 54.1 НК РФ.
Для начала отметим, что свежая практика применения концепции в некоторых случаях содержит положительные для налогоплательщиков выводы.
А именно — закрепление принципа того, что позиция налогового органа подлежит отклонению, если «в материалах дела не представлены доказательства согласованности действий, направленных на совершение сделки с целью неуплаты налога, отсутствуют доказательства подконтрольности контрагентов, факты имитации хозяйственных связей и / или доказательства взаимозависимости сторон сделки».
Так, первой ласточкой применения судами в качестве аргумента ст. 54.1 НК РФ в пользу налогоплательщика стало постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2017. Суд посчитал возможным оперировать положениями ст. 54.1 НК РФ по решению налогового органа, принятому до 19 августа 2017 года. См.:
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2017 № 13АП-14558/2017 по делу № А56-28927/2016
В другом деле для подтверждения правомерности позиции налогоплательщика суд сослался на нормы п. 3 ст. 54.1 НК РФ, причем заметим: еще до ее вступления в силу. См.:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.08.2017 по делу № А40-224912/16 (оставлено в силе постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2017 № 09АП-42651/2017)
Другой суд, поддерживая налогоплательщика, указывает, что, поскольку пп. 2 и 3 ст. 54.1 НК РФ улучшают положение налогоплательщиков (устанавливают дополнительные гарантии защиты их прав), на основании п. 3 ст. 5 НК РФ они имеют обратную силу. См.:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2017 № 04АП-5202/2017 по делу № А19-19466/2016
Вместе с тем имеются и отрицательные для налогоплательщиков судебные решения, согласно которым можно сделать вывод о том, что новая ст. 54.1 НК РФ не отменяет ранее выработанные подходы по проявлению должной осмотрительности и ни в коем случае не исключает необходимость для налогоплательщиков проверять своих контрагентов.
Так, в некоторых из недавних дел налогоплательщики попытались использовать ст. 54.1 НК РФ в обоснование того, что по новому положению они больше не обязаны доказывать факт проявления должной осмотрительности при выборе своего контрагента, однако суд отклонил данные доводы. См.:
Постановление Семнадцатого апелляционного суда от 31.08.2017 № 17АП-10225/2017-АК по делу № А50-4720/2017
Многие суды также отклоняют доводы налогоплательщиков по поводу положений ст. 54.1 НК РФ, указывая, что они действуют в отношении выездных налоговых проверок, решения о назначении которых вынесены налоговыми органами после дня их вступления в силу, то есть после 19 августа 2017 года. См.:
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.11.2017 № Ф05-16710/2017 по делу № А40-235036/2016, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.11.2017 № Ф09-5410/17 по делу № А60-49834/2016, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2017 № 09АП-49697/2017 по делу № А40-69328/17
Таким образом, практика применения ст. 54.1 НК РФ начинает формироваться. Очевидно, что каждое судебное дело будет рассматриваться с учетом имеющихся фактических обстоятельств. Рекомендации, которые ФНС РФ дала нижестоящим налоговым органам в течение этого года, должны применяться ими при проведении проверок уже с августа 2017 года, в связи с чем в завершение нашего сюжета дадим ответ на еще один актуальный вопрос: как налогоплательщику подготовиться к изменениям?
Для обеспечения соответствия новым требованиям законодательства и снижения вероятности споров с налоговыми органами добросовестным налогоплательщикам на данном этапе мы можем посоветовать следующее:
Итак, коллеги, в целом провозглашенный отказ от формального подхода и привычного нам понятия «непроявление должной осмотрительности» не должен вводить нас в заблуждение и создавать иллюзию того, что положение налогоплательщика заметно улучшилось. Ведь, как видим, новая ст. 54.1 НК РФ с учетом ее толкования ФНС РФ устанавливает достаточно жесткие правила, чтобы признать допустимым уменьшение налоговой базы и суммы налога.